Семейное и народное воспитание молодого поколения в XVI-XVII веках в контексте православной культуры. Как к детям относились в прошлом: жуткие факты о воспитании ребенка Критерии воспитания детей в 15 17 веке

В исследовании данной темы были использованы различные источники того времени, из которых можно получить вполне интересные представления о состоянии обучения и воспитания с XVI по XVII века. Следует отметить, что собственно педагогических произведений тогда не было, педагогика ещё не выделилась в самостоятельную область знания. В то же время педагогическая мысль присутствовала во всей древнерусской культуре - устном народном творчестве, живописи, певческом искусстве, обрядах, бытовых традициях, обычаях. Воспитательный опыт и педагогические идеи многих поколений вписывались в летописи, жития, поучения и т.д.; в древнерусских книгах встречается немало изречений, советов и рекомендаций о воспитании детей. Народная педагогика включала в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки, загадки, пословицы, былины - все это является неотъемлемой частью нашего педагогического наследия.

Первое место среди источников по праву занимает «Домострой». Наиболее знаменит «Домострой» XVI века - «Поучение и наказание всякому православному христианину». В нём содержатся руководства морального характера, которые составляют общее поведение человека в обществе, семье, его взаимоотношения с другими людьми.

Наиболее примечательно также «Благословление от благовещенского попа Сильвестра возлюбленному моему единородному сыну Анфиму», в котором излагаются моральные устои и правила поведения, по которым жил сам автор и которые он завещал выполнять своему сыну.

Во второй половине XVII века Епифаний Славинецкий составил замечательную педагогическую книгу под названием «Гражданство обычаев детских». Это произведение представляло собой свод правил поведения в обществе: среди сверстников, взрослых, дома, в церкви, школе. В нём содержались всякого рода обычаи и правила «благонравия», то есть «благочинного» или приличного поведения ребят. Нормы поведения касались абсолютно всех манер ребёнка и подростка: выражение лица, мимика, позы, причёски, уход за зубами, как детям вести себя за столом во время еды, в церкви, при встречах в людных местах, как им должно готовиться ко сну, ложиться спать и вставать утром… Всему этому в сборнике отводилось место и отдельной главе «Об игрании».

Среди мыслителей того времени стоит отметить Симеона Полоцкого и его труды «Обед душевный» и «Вечеря душевная», которые содержали оригинальные педагогические идеи, так как Симеон был хорошо знаком с постановкой обучения в западноевропейских странах и считал возможным использовать опыт зарубежной школы в России.

Значительным памятником педагогической мысли XVI века является напечатанная в 1574 году кириллицей славянская «Азбука» (букварь) Ивана Фёдорова. Такой букварь содержал не только систему обучения грамоте, но и был пронизан полезными воспитательными идеями.

Также необходимо отметить «Азбуки» Василия Бурцова, Кариона Истомина, которые подтверждают развитие грамотности на Руси.

О развитии школьного образования на Руси в XVI - XVII веках говорит нам такой важный государственный документ, как «Постановление «Стоглава» об обучении и училищах».

Примечательна «Привилегия» Московской академии. В ней выражено осознание роли просвещения в укреплении государственной власти, составлена довольно широкая программа преподавания исключительно незапрещённых церковью наук, формулируются основные требования к учителям, которых составители «Привилегии» представляют главными лицами в воспитании и обучении подрастающего поколения.

В работе использованы также такие источники, как «Уставы школ», в данном случае Луцкого и Львовского братств, которые содержат интересную характеристику школ. В них чётко прописана организация учебного времени школьника.

Кроме того, важными источниками, характеризующими образование и воспитание на Руси в данный период, являются различные афоризмы из сборника «Пчела»; «Стихи воспитательного характера», из которых можно узнать, что наказание в воспитании весьма приветствовалось на Руси. В них также строго осуждались человеческие пороки, предлагались различные способы воздействия на детей. Пословицы, поговорки и стихи доказывают, какая большая работа осуществлялась в обществе с целью воспитания трудолюбивого человека, искоренения пагубного влияния пьянства и т.п.

По материалам «Азбуковников» можно судить об уровне развития отечественной педагогической мысли в XVI и особенно в XVII вв. К примеру, стоит отметить «Азбуковник полный», в котором приводится толкование семи свободных наук.

И наконец, можно отметить ещё один важный источник, который необходим для исследования воспитания на Руси, поскольку буквально вся жизнь человека была пронизана религией, - это Псалтырь. Он причисляется к разряду учительных, так как входящие в него псалмы содержат в себе учения благочестия, хваления и благодарения Богу.

Во всех христианских странах как католических, так и православных, знание Псалтыря служило показателем образованности человека. В Византии и Русском государстве Псалтырь пользовался особым почитанием. В русских школах на протяжении X-XVII веков после изучения азбуки переходили к чтению и изучению Псалтыря. Он являлся одним из важнейших средств нравственного воспитания.

Как отмечал историк В. О. Ключевский, главное место в воспитании детей на Руси уделялось усвоению детьми вовсе не научных знаний, а исключительно житейских правил, которые помогали взрослому человеку праведно жить и трудиться. Основными направлениями в подготовке молодого поколения являлись:

· учения о душе (о спасении души),

· знания о гражданском общежитии,

· правила ведения домашнего хозяйства .

Все это и составляло содержание народного образования в описываемый период.

О характере семейного воспитания на Руси в этот период дают некоторое представление различные книги и сборники наставлений. Из источников известно, что родители прикладывали немало усилий, для того чтобы вырастить из ребёнка настоящего человека, «ибо плод не рождается, как у деревьев, по природе сладкий или горький, но по наставлению рождавших, по навыкам и воле рожденных добронравие или зло укореняется в их сердцах» .

Воспитывать детей полагалось на началах религиозной нравственности, учить их благонравию, правде и любви и «зачялу премудрости - страху Божию, чистоте и смиреномудрию» . Большое значение придавалось воспитанию у своих детей таких нравственных качеств, как доброта, миролюбие, правдолюбие, трудолюбие, честность, кротость, почитание старших и многое другое. Юных людей учили терпимости по отношению к другим, призывали к отзывчивости, умственной премудрости и сердечной мудрости .

Все это необходимо было вкладывать в ребенка с младенчества: «Юность подобна молодому древу, ибо, куда кто хочет, туда может наклонить тонкое дерево; так и век юношеский: к чему его повернешь, легко будет наклонен» .

Детям, в свою очередь, требовалось любить своих родителей, уважать и во всем им повиноваться. «Того, кто бьёт отца и мать, пусть отлучат от церкви и от всех святынь и пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни» . Выросшие дети не имели права попрекать старых родителей в том, что дают им все необходимое, и одежду и пищу, «ибо не сможешь их породить и заботится так, как они о тебе…» .

Подготовка детей к взрослой, самостоятельной жизни происходила всегда в семье. Главной обязанностью родителей, о чём говорится во многих источниках того времени, было обеспечить во всем своих детей и воспитать в добром поучении .

Необходимо было учить детей страху Божию , с верою обращаться к святым Божьим церквям, не просыпать заутрени, не прогуливать обедни, не пропускать вечерней и ночной молитвы и чтобы в каждом доме велись всегда службы . Считалось, что это долг перед Богом, который должен нести каждый христианин. А потому, молиться Богу, надо было со страхом и во время молитвы ни с кем не беседовать и не оглядываться по сторонам . Иное считалось невежественным поведением. Следовало также почитать отцов духовных, и повиноваться им, исповедовать грехи свои без стыда и соблюдать их наставления .

Главным воспитательным средством являлось наказание: «наказывай своё дитя в юности - упокоят тебя в старости твоей» - рекомендуется в «Домострое». Поэтому дети воспитывались в строгости и в различных запретах. Так в «Похвале розге» говорится о наказании:

«Розгою дух святый детище бити велит:

Розга убо мало здравия вредит.

Розга разум во главу детем погоняет.

…Розга родителем послушны дети творит,…»

Что насчёт запретов, то здесь стоит отметить, что проблемы, которые волновали родителей в то время, не отличаются от сегодняшних проблем. Так, Симеон Полоцкий, например, указывает на то, чтобы взрослые запрещали детям общаться с плохим сообществом .

При встрече со взрослыми достойными людьми детям предписывалось уступать дорогу, снимать шапку и кланяться. В разговоре не морщить нос, не зевать, не трясти волосами, не покрякивать, не чесать голову, нос не вытирать и самое главное - не перебивать собеседника. Говорить требовалось приятно и тихо, некрикливо, явственно и раздельно . Также учили не болтать лишнего: «Ни быстро упущенной птицы не можешь опять поймать, ни слова, вылетевшего из уст, не можешь вернуть» .

Беседовать детям внушалось с взрослыми честно и кротко, как и с равными любезно и дружески .

Регламентировалось также соблюдать различные гигиенические правила поведения, и этикет: «ногти обрежь, руки помой, еду бери руками, первым есть не начинай, локтем не подпирайся, сиди прямо, ешь и пей нормально, не взахлеб, не вытирай руками рот, не облизывай пальцы…» .

Запретными играми для детей считались игры в кости, карты и купание в воде. К тому же рекомендовалось бережно охранять мальчиков подростков от совместных игр с девочками, «чтобы по дьявольскому наваждению не впали в искушение» .

Как уже отмечалось, молодое поколение старались учить доброте, миролюбию и отзывчивости. Эти черты, прежде всего, необходимо было проявлять при общении с маломощными и бедными, по возможности милостыню подавать, иногда напоить, накормить и согреть. Никого ни в чём не осуждать, любить и молиться за врагов своих . Учили также: «не делай другому, чего сам не любишь, возненавидь хмельное питье, отвергни от себя пьянство: от него рождаются все злые обычаи .

Кстати, пьянство серьёзно осуждалось русской учительной и проповеднической литературой. Пьяница, учили, «сам себе враг и убийца»; пьянство землю опустошает, лишает человека свободы, семьи, красоты, здоровья. «Не буди винопийца!» - обращались к народу книги и проповедники .

В семье также учили скромности в поведении: «Держись со всеми как равный, если в жизни ты и выше» .

Предполагалось, что в первом семилетии родители должны были учить детей произносить хорошие и чистые слова , а во втором семилетии какому-нибудь делу, чтобы они могли приобретать необходимое для жизни .

Раньше, чем ребёнка начинали обучать грамоте, его вводили во взрослый мир, учили жить в нем самостоятельно и с ответственностью, так же, как и взрослые. Детям в любом возрасте находилось дело, посильное им, они помогали взрослым по хозяйству, они включались во взрослую жизнь со всеми её житейскими проблемами, что сегодня, можно сказать, практически отсутствует. На примере своих родителей, они учились и получали свой собственный жизненный опыт, они готовились к взрослой жизни.

Поэтому основой такой подготовки являлось овладение именно трудовыми навыками. Симеон Полоцкий писал: «Кто не хочет трудиться, тому хлеба не подобается: Праздный да не яст…» . Поэтому родителям рекомендовалось обучать детей различным ремеслам: мать учила дочерей рукоделию, отец сына - какому-нибудь ремеслу. И чаще всего это было дело, которым занимался сам отец .

В XVI века получили распространение пословицы и стихи, направленные на воспитание морали. В них осуждались человеческие пороки, предлагались разнообразные способы воздействия на детей и юношество. На основании этих стихов можно сделать вывод о том, как происходило воспитание трудолюбия в человеке. Так, например, в стихе «Слово о ленивых» детям внушалось долго не спать, иначе добра не добьёшься и славы не получишь .

Родители, которые желали благополучного будущего для своих дочерей и себя, должны были следить за тем, чтобы отдать свою дочь замуж беспорочной. При этом необходимо было отдать ее замуж с приданным. Для этого им приходилось откладывать на приданное заранее, как рекомендуется в «Домострое», а не сразу перед свадьбой, чтобы потом не было проблем с подготовкой дочери к взрослой замужней жизни .

Сыновей же учили соблюдать до конца своей жизни законный брак, не знать никого кроме своей жены, как наставлял Сильвестр своего сына: «Жену люби и в законе с ней живи; что сам делаешь, тому и жену учи. Умела бы сама и печь и варить, чтоб знала всякое домашнее рукоделье, хмельного питья бы не любила...», «…Домочадцев своих одевай и корми достаточно…» .

Стоит отметить, что за религиозное воспитание детей отвечали не только родители или учителя, но и церковь. Да и большая часть училищ находилась именно при приходских церквях. В обязанности священников входило обучение главным догматам христианского вероисповедания, воспитание уважения к светским, и особенно к церковным властям. Необходимо было воспитать детей в духе православия, а чтение еретических книг строго наказывалось .

Связь между воспитанием, образованием и церковью была крепкой. Грамота по-прежнему изучалась детьми для возможности читать одобренную церковью литературу, письму и чтению обучали по Псалтырю, Евангелию, Часослову . Характер такой школы - «душеспасительный», - подходил общему церковно-духовному укладу того времени.

Доказательством того, что Россия в это время была намного умней, эрудированней и искусней, чем ее сегодня представляют, является народный фольклор .

Различные пословицы, поговорки, сказки, скороговорки, песни, народные приметы, предания - всё это воспитывало в человеке трудолюбие, смиренность, любовь к ближним, честность, доброту, бережное отношения к природе. Дети того времени, по сравнению с современной молодёжью, слышали множество рассказов, историй, сказок, былин и небывальщин. Уже исходя из этого, видно, что всей древнерусской культуре была свойственна мудрость и учительность. Как после такого перечня воспитательных возможностей печатного слова и приёмов воздействия на подрастающее поколение можно сказать, что древнерусская культура воспитания детей была культурой невежества?

Произведения русской литературы описываемого периода глубоко нравственны. Именно нравственность являлась краеугольным камнем воспитательного процесса. К слову сказать, многие правила воспитания не устарели и в наше время: «Не пропустите человека, не поприветствовав его», «Больного навестите» («Поучение» Владимира Мономаха») ; «Кто хочет другими управлять, пусть научится владеть собой», «Того считай другом, кто любит тебя, а не тех кто вокруг тебя» («Пчела») ; «Если кто в печали человеку поможет, то как студёной водой его напоит в знойный день» («Моление Даниила Заточника») ; «Меч губит многих, но не столько, сколько злой язык», «Получив добро, помни, а сделав - забудь» (из «Изречений Исихия и Варнавы») и т.д.

В XIV-XVI веках широкое распространение имели рукописные сборники афоризмов философского, этического и педагогического содержания. В этих сборниках описывались многочисленные советы по воспитанию детей. Они и послужили затем одним из источников для составления «Домостроя».

Обучение ребёнка начиналось приблизительно с семи лет, и в целом следует отметить, что дети всех сословий получали ограниченное начальное образование. Тот, кто тянется к знаниям и книге, должен трудиться самостоятельно: «Аще кто хочет много знати, тому подобает мало спати, а мастеру угождати» .

Исходя из этих данных, историк А.И. Соболевский сделал вывод о значительной распространённости грамотности в Русском государстве в противоположность утверждениям некоторых иностранных историков о невежестве русского народа.

Подобное следует сказать и о народном воспитании. Оно было и гуманным, и педагогичным. Как уже излагалось нами ранее, народная педагогика играла большую роль в воспитании подрастающего поколения. Скорее самую главную роль, до тех пор, пока не появилось книгопечатание и в результате этого множество различных педагогических книг, а также пока не стали открываться школы, которые взяли на себя большую часть нагрузки в воспитании.

На основе проанализированных источников можно утверждать, что воспитание детей носило религиозный характер. Нравственные принципы, этика, правила поведения - все это вытекало из христианской морали, что было присуще всему обществу. Сознание каждого человека и общества было сознанием нравственным, уходящим своими корнями в христианскую мораль. Было широко распространено представление о божьем наказании за грехи в этом мире, ниспослания различных болезней и бед. Тот, кто верит в бога, знает к чему ему стремиться и чего избегать.

Отсюда вытекало стремление родителей воспитать своих детей в добром поученье, научить их труду, ремеслу, нравственным правилам и различным правилам поведения.

В воспитании детей на Руси огромное внимание уделялось внутреннему духовному началу личности, из которого вырастало и внешнее поведение.

Сама духовная сторона личности складывалась на основе нравственных принципов, которые вырабатывались в течение столетий народом и передавались от отца к сыну. Понятие этикета, то есть внешней стороны человека, по сути дела не существовало. Под ним просто понимались правила поведения, которые регламентировались всем обществом. Поэтому русское народное воспитание было весьма педагогично.

Процесс передачи знаний, умений и навыков всегда происходил от старшего поколения к младшему. От того, как воспитаны дети, зависит судьба и будущее страны. Но воспитание на разных этапах истории было различным, оно постоянно зависело от такого важного критерия, как время и диктовалось политическими, экономическими и культурными факторами. Оно менялось и совершенствовалось. Но вряд ли можно назвать сегодняшнее воспитание детей самым усовершенствованным.

Исходя из анализа многочисленных источников того времени, можно сказать, что мы ни на сколько не лучше наших предков, во многих аспектах воспитания будущего поколения мы отстаём от них. Нам стоило бы у них поучиться.

В настоящее время проблема воспитания является довольно актуальной, поскольку на протяжении многовековой истории человеческого общества родителей волновали проблемы воспитания, волнуют сегодня и будут волновать всегда. Возможно, поняв прошлое, люди смогут понять настоящее и не повторять ошибок в будущем.

Именно ошибок, потому что современное воспитание детей основано на том, как бы побыстрее вырастить ребёнка, дать ему образование и пустить в свободное плавание. Сегодняшняя цель воспитания - вырастить. В описываемый же период основной целью воспитания являлась подготовка человека к жизни. От семейного воспитания зависела вся будущая жизнь молодого поколения. Ребёнок всегда был окружён опытом взрослых людей. В семейном кругу дети посвящались во все сферы жизни и быта. Примером всегда служили родители, как они себя вели, такими вырастали и дети. Все это ребёнок видел, пытался использовать на практике в своей личной жизни. Так постепенно он вступал в мир взрослой жизни уже подготовленным ко всем тяготам жизни.

Все традиции воспитания передавались из поколения в поколение. И совсем недавно вступивший человек во взрослый мир, вскоре сам начинал воспитывать уже своих детей. Воспитывать так, как его воспитывали родители.

Стоит отметить также главный элемент в воспитании детей - это религия. Ведь большей частью семейное воспитание детей носило религиозный характер. Религия побуждала жить праведно, иначе не миновать казни Божьей. Поэтому каждый родитель стремился воспитать своё чадо в добром поучении. Как написано в «Домострое»: «Если дети воспитаны в страхе Божьем и в добром наставлении и научены всякому разуму, и вежливости, и промыслу, и рукоделию, - такие дети с родителями своими будут помилованы Богом, и добрыми людьми восхвалены» .

Библиографический список

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII вв. - М.: Педагогика, 1985. - 363 с.

2. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. - М.: товарищество типографии А.А. Мамонтова, 1900. - 600 с.

3. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). - М.: Просвещение, 1974. - 527 с.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX веков. - М.: Т.Ц. Сфера, 2005. - 512 с.

5. Капранова В.А. История педагогики: учеб. пособие /В.А. Капранова. - М. : Новое знание, 2011. - 240 с.

6. Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т. 1. Античность. Средневековье. - М.: Т.Ц. Сфера, 2006. - 512 с.

В 16 веке при царе Феодоре Иоанновиче (1557-1598) вызревает идея создания школ и учебных заведений для сирот, где бы «нищенские дети, ребята и девки» могли получить подготовку к «разным наукам и ремеслам». Это было важное начинание: дети-сироты должны получать подготовку к трудовой жизни. В начале 17 века крупным центром просвещения стала Киевская братская школа, основанная в 1615 году.

С середины 17 века в Москве открываются новые школы: греко-латинская Ртищевского братства (1648), Чудова монастыря (под руководством Епифания Славинецкого; 1653), Заиконоспасская (под руководством Симеона Полоцкого; 1665), Типографская при печатном дворе (1680). Эти школы подготовили открытие в 1687 году эллино-греческой школы (впоследствии Славяно-греко-латинской академии), дававшей не только богословское, но и широкое светское образование (Славяно-греко-латинская академия находилась в ведении Патриарха).

Развитие педагогики и школы в этот период российской истории шло параллельно с распространением технических и научных знаний, естествознания, астрономии, медицины, философии, а также знаний прикладного характера. История сохранила большое количество сведений о школах второй половины 17 века. До нашего времени сохранились учебные руководства 17 века по арифметике и грамматике. В Кормчей книге – своде церковных и гражданских законов, принятой в правление царя Алексея Михайловича (1629 – 1676), есть статьи об общественном призрении. Появились монастыри, где монахини лечили и учили сирот, занимались с ними рукоделием. Царь Федор Алексеевич (1661 – 1682) составляет правила создания первой в России Духовной Академии.

17 век ознаменован переменами в организации начального обучения: буквослагательный метод сменился звуковым. Расширилась роль букваря, в него стали включать христианские заповеди, псалмы, иногда толкования непонятных слов. Как уже отмечалось, в учебную практику вошли азбуковники. С 17 века в школьном обучении стали использоваться арабские цифры.



Образование и воспитание в России в 16-17 веках продолжало развиваться в русле единой православной традиции , существовала единая основа образования и воспитания, которая не только позволяла овладевать грамотой, но и обеспечивала воспитание истинного христианина и патриота отечества, формировала духовное и нравственное единство государства и общества. Опыт школ допетровской Руси укрепил духовные основания отечественной педагогики, и в последующие времена вдохновляя передовое учительство на поиск форм обучения и воспитания, которые бы соответствовали многовековым традициям православного народа.

Реформы Петра I (1672 – 1725) углубили светское направление в образовании россиян. Это направление отчетливо выразилось в организации, начиная с 1701 года, навигацкой школы (впоследствии Морской академии), а также пушкарской, госпитальной, приказной и других школ профессионального типа. Они находились в ведении соответствующих органов государственного управления – коллегий. Профессиональное образование тесно связывалось с сословным положением родителей учащихся.

В 1714 году провозглашена обязательность обучения детей дворян, духовенства, посадских людей, солдат. Для их начальной подготовки создавались цифирные школы (школы с математическим «уклоном»). В 1701 году в России введен гражданский шрифт, упростивший обучение грамоте. Статус государственного учебного заведения получили московская Славяно-греко-латинская академия и Киево-Могилянская академия, которые с 18 века готовили также специалистов для государственной службы. Духовным регламентом 1721 года учреждены семинарии и академии, система православных школ в епархиях. Центрами науки и научного образования стали Петербургская Академия наук, основанная в 1724 году, и Московский университет, основанный в 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова. При этих учебных заведениях открываются, в качестве подготовительных, общеобразовательные гимназии.

Говоря об истории становления в России системы православного образования и воспитания, нельзя не сказать о роли Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765), основателя Московского университета и первых российских гимназий. В написанном им «Проекте регламента московских гимназий» и «Проекте регламента Академической гимназии» говорится о необходимости соблюдения гимназистами заповедей Божьих и заповедей церковных, «коими к Богу и ближнему и началам премудрости страха Господня научаемся». Будучи поборником отечественного просвещения, М.В. Ломоносов считал нужным учить детей «народным русским способом», «обыкновенным русским порядком, то есть через Азбуку, Часослов, Псалтирь…». В записке графу И.И. Шувалову ученый предлагал создать при церквах по всей стране «малые школы», в которые священнослужители обучали бы детей от 5 до 12 лет.

Ломоносов вел непримиримую борьбу против засилья бездарных иностранцев в русской науке: «…Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться».

Перу М.В. Ломоносова принадлежит целый ряд сочинений, посвященных вопросам преподавания языка и литературы, высшей школе и семейному воспитанию, вопросам организации учебного процесса. Им были созданы многие учебные пособия и учебники по русскому языку и литературе, физике, химии для гимназии и университета. Михаил Васильевич Ломоносов является основоположником современного русского литературного языка.

В работе «Российская грамматика» он пишет: «Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольством велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали. Но кто, не упрежденный великими о других мнениями, прострет в него разум и с прилежанием вникнет, со мною согласится».

Педагогические идеи М.В.Ломоносова обращены в будущее, и потому не потеряли своей актуальности в наше время.

Реформы Петра Первого ознаменовались некоторой секуляризацией школы. Значительное место в учебных программах начинают занимать дисциплины, имеющие прикладное значение. Школа становится сословной. В школах для детей «верхушки общества» набирает силу рационализм, в педагогическую науку проникают идеи западноевропейского Возрождения, утверждающие безграничные возможности человеческой личности, ее воли и разума, протестантские взгляды. Для обучения детей все шире привлекаются иностранцы. Воспитательные функции школы понимаются преимущественно в светском духе, как подготовка к получению профессии. При обучении детей знати и горожан традиционные Часослов и Псалтирь вытесняются известным сочинением того времени – «Юности честное зерцало», составленным из произведений в основном иностранных авторов.

Вместе с тем, исторические факты позволяют говорить о том, что петровские реформы меньше всего коснулись обучения крестьянских детей, педагогами которых остались священники и монахи. И в 18 веке дети крестьян продолжали учиться при церквах и монастырях, в архиерейских школах.

В послепетровский период наметился поворот в области светскости образования. Указ 1743 года императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761) об обязательном обучении родителями своих детей катехизису констатировал, что российские дворяне и представители других сословий мало заботятся о научении своих детей догматам православной веры, о понимании детьми, в чем заключается истинный путь спасения. Указ обязывал родителей не только с малых лет обучать детей катехизису, но и приучать их к чтению церковных книг, чтобы они могли охранять себя «от развратников православной веры нашея». Устанавливалось наказание за неисполнение указа – штраф от 2 до 10 рублей, которые должны были отчисляться на содержание Славяно-греко-латинской академии. Предполагалось обеспечение семей достаточным количеством катехизисов и выделение «знающих людей» для занятий с детьми. После вступления на российский престол императрицы Елизаветы Петровны прекратились гонения на православное духовенство, ставшие обычным явлением в годы правления ее предшественницы Анны Иоанновны, которая опиралась на иноземное протестантское окружение.

Елизавета Петровна часто обращалась к священникам, совершала паломничества ко святым местам, а однажды пешком пришла на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Двадцать лет ее правления (1741 – 1761) были благоприятным временем для Русской Православной Церкви и для православного образования и воспитания.

В 17 и 18 веках протекала деятельность таких выдающихся православных педагогов, как святители Дмитрий Ростовский и Тихон Задонский, о педагогической деятельности которых следует сказать более подробно.


Маленькие дети должны смотреть на родителей как на своих абсолютных хозяев и пребывать в священном страхе перед ними.

Родители горевали по своим умершим детям тем сильнее, чем длиннее была жизнь последних. Когда младший ребенок Ральфа Джозелина умер, он был "не слишком огорчен, т. к. малыш прожил недолго". После смерти дочери Ральф записал в дневнике: "Сегодня моя Мэри уснула навеки, а*ее душа отправилась в рай, где пребывают Иисус и все святые. Ей было 8 лет и 45 дней, она наш первенец, и я прошу Господа позаботиться о ней. Мэри была драгоценным ребенком с тысячью добродетелей: мудрая, бесстрашная, любознательная, мягкосердечная и любящая. Послушное дитя, она не грубила, как все другие маленькие дети. Сейчас девочка мне еще дороже, чем была при жизни. Даже в болезни Мэри была терпеливой и благодарной всем, кто за ней ухаживал. Она появилась желанным ребенком и умерла, оставив нас в горе. Память о ней будет всегда жить во мне".

Деторождение рассматривалось как основная цель брака. Статистика отмечала, что городские семьи Англии имеют меньше детей, чем сельские. Причины приводились следующие: разврат, измены, неумеренная роскошь и невоздержанность, нездоровый воздух, большая разница в возрасте между мужем и женой. Бездетность была горем для супругов.
Дети в семье, как правило, были желанными. Опасная жизнь, наверное, и заставляла родителей любить их и заботиться о своих чадах безмерно.

В противоположность общему мнению о неприязненном отношении англичан к детям и строгой дисциплине в семьях Генри Миссон находит, что "они удивительно пекутся о своем подрастающем поколении, все время ласкают и хвалят их. Во всяком случае, так кажется нам, французским родителям. Мы начинаем критиковать своих детей, как только те обнаруживают способность понимать свои ошибки, держим их в почтительном страхе, который делает их хорошими людьми в будущем".

Джон Локк отмечает тенденцию англичан портить детей: "Воспитав плохого ребенка, мы надеемся, что из него выйдет хороший взрослый. Если маленький мальчик получает виноград и сливы, когда только захочет, т. к. родители боятся, что бедняжка заплачет или лишится аппетита, то, став мужчиной, он потребует исполнения взрослых желаний: вина и женщин".

Локк предлагает устанавливать строгую дисциплину и использовать наказания с самого юного возраста: "Но мы не должны добиваться той же серьезности и ответственности от маленьких детей, что и от больших. Им должны позволяться глупости и ребячество, соответствующие возрасту. Веселье и беспечность - часть их характера".

Лондонские мамы высокого и среднего достатка критиковались за игнорирование медицинских советов и отправление детей в приют, где многие из них погибали или серьезно заболевали. Эти трагедии происходили скорее по незнанию, чем из-за равнодушия. Считалось, что чистый воздух деревни полезен для малышей. Мамаши зачастую не знали, что неправильное питание вызывает рахит (в приютах он был распространен). Для лечения часто прибегали к рецепту Ханны Вулли "для детей, которые из-за слабости конечностей не могут ни стоять, ни ходить": "Возьмите горчицу и шалфей в равных пропорциях, растолките, выжмите сок и вылейте во флакон объемом в два стакана, наполнив его до краев, затем залепите горлышко тестом и поставьте сосуд в духовку на время выпекания домашнего хлеба. Вытащив, остудите, уберите тесто: сок должен загустеть. Поставьте флакон в кладовую и храните там. При надобности возьмите две столовые ложки мази, растопите вместе с костным мозгом ноги быка. Нагрейте до еле терпимой температуры и смазывайте нижние конечности ребенка утром и вечером, попутно растирая ножки руками. Через некоторое время ваш ребенок выздоровеет. Эффективность этого рецепта доказана".

Удивительно, насколько легкомысленны были родители, доверяя свое потомство незнакомым людям. Детей оставляли на нянек и слуг на недели и месяцы. Элизабет Фреке отдала десятинедельного сына няне на время своего путешествия по Ирландии. Вскоре она получила страшную весть от отца: "Ребенок получил увечье из-за невнимательности няньки. 14 декабря он сломал ногу в бедре, а она держала это в секрете три месяца, пока кость не начала срастаться. Младенец постоянно лежал в люльке, и все считали, что он плачет из-за режущихся зубов". Няньку уволили, перелом вылечили.

Эта ситуация не кажется необычной, если почитать "Наставление слугам" Джонатана Свифта: "Если случайно уроните ребенка и покалечите его, никогда не рассказывайте об этом. Если он умрет, никто не узнает причины".

А вот Ханна Вулли так описывает идеальную служанку: "Вы должны быть спокойны, уравновешенны, аккуратны в одежде и серьезны в отношении к своим обязанностям. Не ленивы и не медлительны, а внимательны даже в ночное время, если ребенок заболеет". Кроме того, нянька обязана предотвращать появление глистов: "Особенно следите за питанием. Если заметите, что ребенок бледнее обычного или жалуется на боли в животе, будьте уверены - это глисты его беспокоят. Давайте необходимые лекарства, делайте это систематически и даже для профилактики, т. к. слишком много детей погибло от этой заразы".

Философ Джон Локк в юности был учеником известного медика сэра Томаса Сиденхема, поэтому в своей работе "Как воспитывать детей, или Об образовании" уделяет особое внимание здоровью ребенка. Он считает необходимым хороший сон, свежий воздух и теплую одежду. Больше всего критикует детское пеленание: "Ребенок только-только покинул материнскую утробу, начал двигаться и шевелить конечностями, как его сразу лишают свободы. Малыша заворачивают в пеленки: фиксируют голову, вытягивают ножки и ручки, а затем наматывают кучу тряпья, так что пальцем не пошевелишь".

После избавления от пеленок в возрасте трех месяцев мальчикам становится легче, чем девочкам, которым с самого раннего возраста формировали фигуру при помощи корсетов из китового уса. Когда в семье Джона Эвелина умерла четырехлетняя девочка, вскрытие показало, что корсет сломал ей ребра, которые, в свою очередь, проткнули легкие и вызвали смерть. Локк предупреждал об опасности таких одеяний: "Узкая грудь, одышка, больные легкие и сутулость - неизбежный результат сковывающей одежды. Пытаясь с ее помощью создать тонкую талию и идеальные формы, мы только портим здоровье ребенка".

Дети, подражая взрослым, обращали большое внимание на одежду. Она была предметом тщеславия и соперничества. Локк предупреждал о губительных последствиях этого: "Ребенка часто приучают к костюму отличного качества; когда девочка облачается в новое платье, мать невольно воспитывает в ней самолюбование, называя своей маленькой королевой, принцессой. Таким образом, малыши учатся гордиться своей одеждой. Вырастая, они продолжают ценить себя и других по внешнему лоску, созданному портнихой".
Точно так же прогрессивные мыслители осуждали воспитание детей по половому признаку: "Мисс еще нет и трех лет, но ее каждый день заставляют прятать ноги и серьезно ругают, если она их вдруг покажет. Маленькому мистеру такого же возраста приказывают справлять нужду подобно взрослому мужчине".

Ханна Вулли советовала нянькам содержать детей в чистоте. Однако ни в одном руководстве не говорится о приучении малышей к горшку. Что, в общем-то, неудивительно, т. к. взрослые использовали в целях облегчения и камин, и дальние углы дома, и горшок в компании за столом. Общественных туалетов вообще не существовало.
Локк обнаруживал полное незнание взрослых о том, как и чем кормить детей. Им слишком рано начинали давать твердую пищу, отчего многие умирали.

Локк свято верил, что мясо ребенку нельзя предлагать до двух-трехлетнего возраста. "Но сколько бы пользы это ни принесло настоящему и будущему состоянию здоровья малыша, боюсь, родители не согласятся использовать мой совет. Привыкнув сами есть слишком много животной пищи, они будут думать, что их дети страдают от голода, не получив порцию мяса хотя бы два раза в день". У детей не портились бы зубы, не возникали многочисленные заболевания, а закладывались бы основы превосходного здорового организма, если бы "не их любящие матери и глупые слуги, которые не могут оградить чадо от мясной пищи первые четыре года его жизни". Родителей убеждали следить затем, чтобы ребенок хорошо прожевывал пищу: "Мы, англичане, часто закрываем на это глаза; отсюда - несварение желудка и другие неприятности".

Завтрак и ужин младенца составляли молоко, молочная похлебка, каша на воде. Сахар и соль использовались в умеренных количествах. "Кусок хорошо испеченного прожаренного хлеба, иногда с маслом и сыром, иногда без них - самый лучший завтрак для моего господина". Случайных перекусов между приемами пищи не предполагалось. В Лондоне никто не пил воду, и Ханна Вулли советовала не давать детям "слишком много вина и крепких ликеров". Локк поддерживает ее в этом: "Ребенок должен пить только слабенькое пиво, и то только после того, как съест хотя бы кусочек хлеба". Детям не разрешалось пить без еды, чтобы они не приобрели алкогольную зависимость: "Постоянно иметь рядом стакан - опасное начало для юного джентльмена".

Детям не позволяли есть фрукты "в качестве десерта, когда желудок уже заполнен", а давали их между приемами пищи или на завтрак. "Созревшие яблоки и груши можно есть в любое время и в любых количествах, особенно яблоки. Я слышал, собранные после октября, они никогда не вредят здоровью". Сладостей малышам старались не давать.
На воспитание детей, конечно, влияло строго иерархическое устройство общества, в котором они жили. От ребенка требовали уважения, почтения, послушания и любви к родителям. Сезар де Соссюр писал что "воспитанные дети утром и вечером говорили мамам и папам "доброе утро" и "спокойной ночи" и вставали перед ними на колени для благословения. Родители, положив руку на голову чада, говорили: "Да благословит тебя Господь" или что-то подобное, а дети целовали им руки. Сироты проводят ту же церемонию с бабушкой и дедушкой или ближайшими родственниками".

Ханна Вулли в книге "Справочник настоящей леди" советует матерям воспитывать в ребенке благоговейный страх перед отцом: "Приучайте детей слушаться вашего мужа даже более, чем слушаетесь его вы сами. Следите, чтобы они настолько боялись его, что не осмеливались бы повести себя грубо или нарушить тишину шумной игрой. Они должны выказывать отцу уважение и радовать его своим видом и поведением".

Локк описывал идеальные отношения между родителями и детьми: "Как мне представляется, все согласятся с тем, что маленький ребенок должен считать маму и папу своими абсолютными хозяевами и пребывать в священном трепете перед ними, а став взрослым, относиться к родителям как к своим единственным настоящим друзьям, с любовью и уважением".

Первым русским царем стал Иван Грозный. Петр I в 1721 году принял титул императора. Строго говоря, детство царских детей пришлось на период между этими событиями, то есть XVI-XVII века. Однако далеко не у всех правителей Руси детство и впрямь было царское.

Три монарха не унаследовали трон, а получили власть в результате избрания. Борис Годунов, Василий Шуйский и Михаил Романов – выходцы из боярских семей, и при рождении никто не думал готовить их для управления страной.

Совсем другое детство было у Ивана Грозного, который в три года лишился отца, а в восемь лет – матери. Он с трех лет исполнял некоторые царские обязанности, но, конечно, не управлял делами государства.

1. Без детей нет семьи

Стране нужен был наследник. Отсутствие детей могло привести даже к распаду семьи. Великий князь Московский Василий III и его супруга Соломония Сабурова прожили в браке 20 лет, но так и не родили ни одного ребенка. В итоге царице пришлось уйти в монастырь. Василий женился на Елене Глинской, и через четыре года у них родился сын – будущий Иван Грозный.

2. Кормить грудью - не царское дело

Царица могла постоянно находиться при младенце, но вскармливать его ей было не по статусу. Кормилицей могла стать женщина любого происхождения, если у нее недавно родилось дитя. Следили главным образом за тем, чтобы она была здорова и чтобы ребенок принял ее молоко. Немаловажным требованием был добрый нрав женщины: ей предстояло прожить в царских покоях целый год.

3. Больше всего боялись холода и сквозняков

Высокая детская смертность была характерна и для бедных крестьянских изб, и для теремов знатных женщин. Первая жена Ивана Грозного, Анастасия, родила ему шестерых детей, но выжили только два младших сына. Жена царя Михаила рожала 10 раз, но выжили только четыре дочери и один сын. Поэтому сберечь младенца – оставалось главной задачей взрослых. Больше всего боялись холода и сквозняков: в детских комнатах всегда было сильно натоплено.


4. Берегли от дурного глаза

Колдовские наговоры и сглаз считались настоящей угрозой, и чтобы защитить ребенка от злого глаза, его скрывали. Не все, кто имел право зайти на женскую половину дворца, могли войти в помещения, где играли дети.

Если царские отпрыски выходили на улицу, вокруг них шла толпа слуг, которые несли ширмы. В церкви их тоже скрывали. Возили детей в закрытых повозках. Мальчиков прятали до 15 лет, а девочки могли провести так всю жизнь. Женщина царского рода не могла показываться на глаза посторонним.

5. Мамка - начальница над всеми

Заботиться о ребенке должен был большой штат женщин – няньки, кормилица, горничные, прачки, швеи и даже повитуха, принимавшая роды. Начальницей над всеми была мамка. Так называлась почетная должность, на которую назначали знатную боярыню. Она лично отвечала за жизнь и здоровье ребенка.


6. Детей полагалось баловать

Считалось, что если с ребенком разговаривать строго, сурово, то это дурно скажется на его развитии. Малыш начнет слабеть, а может быть, даже умрет.

Няньки были обязаны разговаривать с детьми сладким голосом, ведь от ласки ребёнок на глазах креп и напитывался добродетелями. Вот почему царских детей часто носили на руках, исполняли все их капризы.

Разумеется, о наказаниях и речи не было. Если капризы унять не удавалось, рот ребенка затыкали пряником или другой сладостью.

7. До 5 лет мальчики и девочки жили одинаково

До пяти лет дети жили в материнской части дворца, и царица могла проводить с ними сколько угодно времени, играть, ласкать. Она спокойно радовалась материнству, ибо весь физический труд, связанный с уходом за малышами, ложился на плечи прислуги.

8. В 5 лет - большой человек

С пяти лет у царских детей начиналась взрослая жизнь. Мальчиков забирали из женского терема и поселяли в специальных хоромах.

Теперь за царского сына отвечал дядька, назначенный для «бережения и научения». На эту должность царь ставил доверенного человека. Дядька выбирал учителей, следил за успехами и поведением своего подопечного и имел право наказывать его, даже пороть розгой.

Учить начинали и девочек. Им тоже выделяли отдельное помещение, но – на женской половине дворца. Мужчины не могли туда заходить, так что учителей у царевен не было. В наставницы годилась любая грамотная женщина, даже простолюдинка.


Базовая программа у детей была одинаковая: чтение, письмо, церковная служба, музыка и пение. Девочек обучали еще рукоделию, а мальчиков – верховой езде и обращению с оружием. Однако то, что сегодня называется «общим образованием», полагалось только мальчикам. Черпать сведения о внешнем мире они должны были из бесед с бывалыми людьми.

9. Жизнь царевен начиналась и заканчивалась в стенах терема

В 13-14 лет девочки вступали в возраст невест. Однако царевны не могли выйти замуж, в Московии не было равных им по положению женихов. Поскольку жена принимала статус мужа, любой брак в Москве был мезальянсом для царевны, а выйти за неправославного она не могла. Принцы иной веры, как правило, тоже не желали менять ее. Жизнь почти всех царевен начиналась, проходила и заканчивалась в стенах терема и монастыря.

10. Царевич в 16 лет шел под венец

Ближе к 15 годам юношу показывали народу и объявляли наследником. После этого он должен был сопровождать царя во время выходов, охотиться вместе с ним и присутствовать при ведении государственных дел. Одновременно начинали присматривать ему невесту. В 16-17 лет царского сына женили.


Во второй половине XVII века жизнь менялась стремительно, и с некоторым опозданием это сказалось и на воспитании царских детей.

Четырехлетний царевич Петр Алексеевич был назначен полковником особого «Петрова полка», принимал рапорты, при этом занятиями полка руководил офицер-шотландец. Русский учитель Зотов обучал царевича не только по старой программе, но и началам географии и истории.

Петр стал царем в 10 лет, и никто не посмел перечить венценосному ребенку, проявившему интерес к мастерам Немецкой слободы. Так приближался XVIII век, а с ним – совсем другая Россия под управлением царя-новатора и совсем другой подход к воспитанию детей государя.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Образ жизни

"Азбуковник" XVII века

«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества». Н.М. Карамзин.

В XVII в. в России зарождалась культура нового времени. В середине XVII века создаются государственные и частные школы.

Частные школы

Уложение Стоглавого Собора 1551 г. гласило: «В царствующем граде Москве и по всем градом… протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы, колиждо в своем граде.. избрати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых… могущих иных пользовати, и грамоте и чести и писати горазди, и у тех священников и у диаконов и у диаков учинити в домех училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пенья салтычнаго и чтения налоиного…»

А. Рябушкин "Школа XVII века"

Учителями в школах XVII века были духовные лица, за свою работу они получали плату продуктами. Ученики посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».

Поскольку главными учителями в то время являлось духовенство, то естественно, что начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Продуманная таким образом система образования гармонично решала две задачи - давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности.

Братские школы

Морозов "Сельская школа"

Но Русь уже нуждалась в хорошо организованных школах. Такими стали школы, образованные православными братствами, их так и называли – «братские школы». Самые старые брат­ства - львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское.

В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего.

Во многом организация школы напоминала современную: назначались старосты, которые помогали учителю в поддержании дисциплины, дежурстве, выдаче книг, уборке классов, а иногда даже замещали учителей.

Б. Кустодиев "Школа в Московской Руси"

Из учебных предметов — чтение, письмо, пение, счет, основы религии, некоторые сведения по Священной истории, представление о грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии того времени. Ученики много заучивали наизусть и тем самым получали знания по основам стихосложения, а также образцы обращений к высокопоставленным лицам и благодетелям. В 1634 г. был опубликован, а затем неоднократно переиздан букварь В. Бурцева, очень известный в то время учебник. Стоил букварь одну копейку, что было дешево по тогдашним ценам. Тогда же была издана грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого, по которой учился и Михаил Ломоносов. В конце столетия был издан букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета - таблица умножения - «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Учились и по рукописным книгам.

В 60-х гг. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви.

Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре.

Д.Л. Мордовцев исследовал азбуковники (руководства к чтению для детей) 1660-1679 г.г., которые указывают на то, что их можно считать предшественниками современных учебников и одновременно методических пособий для учителей т.к. в них присутствуют методика обучения, правила для учащихся, наставления о поведении в церкви, в школе, дома и на улице.

"Азбуковник" XVII века

Но все-таки братские школы не могли соперничать с католическими. Поэто­му появилась необходимость создания высшей школы. Такой стала братская школа в Киеве - Киево-могилянская ака­демия. Это первое на территории Украины высшее учебное заведение. Она создана митрополитом Петром Могилой в 1632 на базе школы Богоявленского братства (с 1615) и школы при Киево-Печерской лавре (1631).

Федор Михайлович Ртищев

Большую роль в образовании русских школ сыграл Ф.М. Ртищев — государственный деятель, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен, которого современники называли «милостивым мужем».

Ф.М. Ртищев на памятнике "1000-летие России в В.Новгороде"

Ф. М. Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения. Недалеко от Москвы, в урочище Пленицы, с разрешения царя Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа в существовавшей там небольшой церкви во имя Андрея Стратилата Фёдор Ртищев выстроил там церковь во имя Преображения Господня и в 1648 году на свои средства учредил училищный монастырь. Там поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым из нескольких малороссийских монастырей. Вскоре при монастыре составилось учёное братство (Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а затем открылось училище, где шло обучение желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1685 году училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии.

Историк В. О. Ключевский писал, что Фёдор Михайлович Ртищев принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь» .

Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади, а в Москве, на Никольской улице, построили особое здание для школы. Позже была организована школа при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий, а затем количество достигло 232. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку.

Как уже было сказано, основой для нее послужило училище, основанное Ф. Ртищевым.

Основана она в 1687 г. Первоначально она располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 была преобразована в Московскую духовную академию (переведена в Троице-Сергиеву лавру, где существует и поныне).
В истории академии можно выделить 3 этапа.

1-й этап (1687-1700) - эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления;

2-й этап (1700-1775) - Славяно-латинская академия. Этот период характеризуется влиянием западно-европейских философов (В.Лейбниц и X. Вольфа);

3-й этап — преобладание Православия.

До середины XVIII в. преподавание велось на латинском языке. Целью академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппарата; она выполняла роль цензура книг духовного содержания и могла осуществлять суд над отступниками от Православия. На государственные должности назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не касалось детей «благородных»). Новому учебному заведению был пожалован иммунитет: изъятие из-под суда приказов, исключая дела уголовного характера; преподаватели и ученики подчинялись училищной юрисдикции, а «блюститель» (ректор) - суду патриарха. Руководителями и преподавателями Славяно-греко-латинской академии стали приглашенные из Константинополя ученые греки Иоанникий и Софроний Лихуды. После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патриарха Досифея были удалены, преподавание вели их русские ученики. В Славяно-греко-латинской академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались предметы средневековой схоластической школы: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Главное место занимал греческий язык.

Профессиональное образование

Профессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора.