Библейские принципы семейной жизни. Библия о семье Выдержка из библии возлюби муж жену свою

гора на которой Господь дал Моисею 10 заповедей, о том как жить в гармонии с миром и окружающими

Религия - не просто отношение человека и Бога. Давным-давно на горе Синай Господь дал Моисею 10 заповедей. И только 4 из них - о нашем долге перед Создателем. Большая же часть - о том, как жить в гармонии с миром и окружающими.

Священное Писание - это отличное руководство, сборник советов, моральная поддержка и кладезь мудрости для любого из нас. Ценности семейных отношений очень важны в жизни человека, ведь через них мы познаём любовь.

Бог - есть любовь, ни больше, ни меньше.

Так что же говорит Библия о муже и жене? Как взрастить и сберечь любовь? Поговорим об этом!

Любовь - самое важное в семье

Самая важная заповедь, которую дал нам Господь, описана в Евангелии от Иоанна:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все что вы Мои ученики если будете иметь любовь между собою.» (Ион. 13:34-35).

Это нужно и важно приложить помнить мужу и жене. В отношениях, в любви, мы приближаемся к Господу, потому что:

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ион 4:16).

Устав семейной жизни по Библии

Но в семье не обойтись без разногласий. Все мы люди, со своим мнением, и волей-неволей бывают конфликты даже между любящими людьми. Часто они вызваны тем, что супруги забывают о своих обязанностях. Или не знают о них.

Чтобы упростить жизнь супругам, существует устав семейной жизни в свете Писания. Его основные положения:

  • Муж есть образ и слава Божия:

«Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия». (1Кор.11:7)

  • Всякому мужу глава Христос:

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог». (1Кор.11:3)

  • Жена есть слава мужа:

«Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа». (1Кор.11:7)

  • Жена создана для мужа:

«Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа ». (1Кор.11:8-9)

  • Жене глава муж:

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава - Бог». (1Кор.11:3)

Обязанности мужа по Библии

  • Оставить своего отца и мать и прилепиться к своей жене и стать с ней одной плотью:

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ».(Быт.2:24)

Обязаности мужа - любить свою жену как самого себя, как свое тело, питать и греть её

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его». (Ефесянам 5:25-30)

  • Благоразумно обращаться с женой:

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Оказывать жене честь». (1Пет.3:7)

один из двенадцати учеников Исуса Христа, по канонам католической церкви – первый Папа Римский. В христианской символике изображается стражем рая..

  • Оказывать жене должное благорасположение:

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». (1Пет.3:7)

  • Передать своей жене полную власть над своим телом:

«Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена». (1Кор.7:4)

  • Быть всегда трезвым, целомудренным, благоразумным, сдержанным, держать себя с достоинством, быть гостеприимным, не сребролюбивым, должен быть хорошим главой собственного семейства, держать своих детей в повиновении и должном уважении к себе:

«не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью»; (1Тим.3:3-4)

  • Быть верным жене до смерти:

«так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ». (Мф.19:6)

  • Быть попечительным о семье:

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». (1Тим.5:8)


Обязанности жены по Библии

  • Любить мужа:

«чтобы вразумляли молодых любить мужей»(Тит.2:4)

  • Быть доброй:

«Кто нашел добрую жену, тот нашел благо [тишину] и получил благодать от Господа»(Притч. 18. 22).

«Добрая жена - счастливая [благая] доля [часть]»(Сир. 26. 3).

Обязаности жены - повиноваться своему мужу как Господу

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела». (Еф.5:22-23)

  • Быть и учиться в безмолвии-со всей покорностью:

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.» (1Тим. 2:11)

  • Заботиться о красоте своего духа кротости и смирения:

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде»(1Пет.3:3)

  • Оказывать мужу должное благорасположение:

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» . (1Кор.7:3)

  • Быть целомудренной, чистой, богобоязненной, стыдливой:

«когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». (1Пет.3:2-4)

«Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная {непорочная] жена»(Сир. 40. 19).

«Благодать на благодать — жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержанной души»(Сир. 26. 18-19).

  • Заботиться об устроении дома:

«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Пр.14:1)


Писание запрещает мужу

  • Желать жены ближнего своего:

« Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего». (Втор.5:21)

  • Прелюбодействовать:

«так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (1Кор.6:9-10)

  • Уклоняться от жены, разве по согласию для упражнения в посте и молитве:
  • Писание запрещает мужу – быть суровым к жене:

«Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы». (Кол.3:19)

Писание запрещает жене

  • Домогаться власти над мужем:

не входит в число двенадцати апостолов Иисуса Христа. Четырнадцать посланий Павла составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

«а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». (1Тим.2:12)

  • Учить мужа:

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». (1Тим.2:11-12)

  • Прелюбодействовать:

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». (1Кор.6:9-10)

  • Уклоняться от мужа, разве по согласию для упражнения в посте и молитве:

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1Кор.7:5)

  • Быть сварливой:

«Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме». (Пр.21:9)

«Непрестанная капель в дождливый [зимний] день и сварливая [клеветливая] жена — равны; кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер».(Притч. 27. 16).

  • Быть рассудительной:

« Блажен, кто живет с женою разумною ».(Сир. 25. 11).

Муж и жена должны помогать друг другу стать лучше

Мужу и жене важно помогать друг другу стать лучше.

Семья - это не два человека поодиночке, а одно целое:

«Да прилепится муж к жене своей»(св. Иоанн Златоуст перефразирует слова из Библии - Мф.19:5–6.))

Как это понимать? Это значит, что муж и жена одна плоть, единый организм. Не бывает добродетельная жена и плохой муж. Всё делается только вместе, всё связано.

Например, в 31 главе книги Притч говорится, какой должна быть жена по Библии: ухоженной, даже если ей приходится поздно ложиться и рано вставать.

О красоте в Священном Писании сказано немало:

«Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве [красоте] дома ее».(Сир. 26. 20-21).

Но будет ли она это делать, если глава семьи равнодушен? Нет. Муж должен восхищаться супругой, думать о жене, тогда у неё будет стимул наводить красоту:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа ». (Бытие 2:23)

Даже когда в высказываниях не указано напрямую, что речь о жене и муже, можно понять, что в том или ином месте говорит Библия о браке:

«А кто не заботится о родных, и прежде всего о домашних, тот отрекся от веры и стал хуже неверующего» (1 Тим. 5:8).

Для Бога очень важно, чтобы муж заботился о жене, а жена о муже.

Господь ставит эту задачу даже выше, чем даже вера человека в Него. Получается - «почитай мужа своего как Бога»? Смотря, что в эту фразу вкладывать. Если почитание - это любовь, уважение, тёплые чувства, то, конечно, да. А если речь о раболепии - это уже нездоровые отношения.

Надо просто не забывать о роли жены и роли мужа. Она - вдохновительница и возлюбленная. Он - заботливый защитник. И только вместе они достигают гармонии.

Библия часто ставит нам в пример Иисуса Христа. Об отношениях мужа и жены мы тоже можем судить на основе Его дел и слов. Спаситель демонстрирует нам безусловную любовь, преданность, заботу. В этой искренности нет ни элемента эгоизма, расчёта или попытки навязать свою волю.

Мы же, в свою очередь, не ставим Иисусу Христу условий и принимаем его Учение. Так и муж с женой вступают в брак и отныне будут жить уже по новым для себя правилам. В этих правилах нет ничего нового для праведного человека. А для других семья - отличный плацдарм для духовного роста.

Видео о супружестве, о семье, о муже и жене от протоиерея Андрея Ткачева

(33 голоса : 4.4 из 5 )

Взаимные права и обязанности супругов

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Безусловная верность супругов

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Супружеские отношения

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Нерасторжимость брака. Развод.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную (см. ). А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Евангелие от Марка ()

Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания. Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Евангелие от Луки ()

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей.
Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен, оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Второбрачие вдовствующих

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Воскресение изменяет значение брака

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем.
(См. параллели: ; ).

Семья – священный союз

Семья - это первый, естественный и в то же время священный союз. Человек призван строить этот союз на любви, вере и свободе. Семья - первоначальная, исходная ячейка духовности не только в том смысле, что именно здесь человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть личным духом. Духовные силы и умения (а также слабости и неумения), полученные в семье, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь.

Настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Если брак не основан на любви, то семья имеет лишь внешнюю видимость; если брак не дает человеку счастья, то он не выполняет своего первоначального назначения. Научить детей любви родители могут лишь в том случае, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, - это школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В жизни общества она подобна прекрасно распустившемуся цветку. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», - это настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного «неудачничества».

Человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и «душу» - своеобразие личности, особенности характера, сердечную глубину, для которых внешний облик человека служит лишь телесным выражением или живым органом.
То, что должно возникнуть из брака, есть прежде всего новое духовное единение и единство - единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, не сходство характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок, которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих. Важно, чему ты поклоняешься, что любишь, чего желаешь себе в жизни и в смерти, чем и во имя чего ты способен жертвовать. Жених и невеста должны найти друг в друге это единочувствие и единолюбие, объединиться в том, что есть важнейшего в жизни и ради чего стоит жить. Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть самое драгоценное в браке: полное взаимное доверие перед Лицом Божиим. С этим связано и взаимное уважение, и способность образовать новую, жизненно сильную духовную ячейку. Только такая ячейка может решить одну из главных задач брака и семьи - осуществить духовное воспитание детей.

Итак, нет более верной основы для достойной и счастливой семейной жизни, чем взаимная духовная любовь мужа и жены: любовь, в которой начала страсти и дружбы сливаются воедино, перерождаясь в нечто высшее - в огонь всестороннего единения. Такая любовь примет не только наслаждение и радость - и не выродится, не выветрится, не огрубеет от них, но примет и всякое страдание, и всякое несчастье, чтобы осмыслить их, освятить их и очиститься через них. И только такая любовь может дать человеку тот запас взаимного понимания, взаимного снисхождения к слабостям и взаимного прощения, терпения, терпимости, преданности и верности, который необходим для счастливого брака.

Благословенная трудность семьи

Вступая в брак, надо быть готовым на повседневный, ежечасный подвиг любви. Создание плодотворных, наполненных любовью и заботой супружеских отношений требует времени и труда, вернее, всей жизни. Необходимо приложить огромные усилия, чтобы эгоистические формы поведения, приобретенные во время ухаживания, трансформировались в бескорыстную любовь, которая является основой счастливого брака.

При вступлении в семейный союз человек сталкивается с определенным парадоксом, с двумя несовместимыми условиями, которые влияют на выбор. С одной стороны, необходимо как можно лучше узнать будущего супруга до брака, а с другой, хорошо узнать будущего супруга до брака невозможно.

Оба супруга приносят с собой в брак личное прошлое, культуру, манеру общения. Два различных стиля жизни, два жизненных опыта и две судьбы сливаются в единое целое. Но если каждый из супругов не обладает навыками общения и умением понимать другого и не желает учиться этому, то близости, приносящей удовлетворение, не получится.

Брак - это когда сходятся два несовершенных человека, и каждый из них помогает другому дополнить и усовершенствовать себя. Вы не потеряете свою индивидуальность, если научитесь ставить нужды своего супруга выше своих собственных. Брак - не просто нечто, что вы добавляете к своим ежедневным занятиям холостого человека. Брак должен занять центральное место в вашей жизни, а все остальные занятия отойти на второй план.

Благословенная трудность семьи в том, что здесь каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу нашей жизни - к другому человеку. Специально для брака свойство Другого быть именно Другим резко подчеркивает два запрета: библейский запрет на однополую любовь и запрет на кровосмешение. Мужчина должен соединиться с женщиной и принять ее женский взгляд на вещи, ее женскую душу - до глубины своей собственной мужской души; и женщина имеет столь же трудную задачу по отношению к мужчине. Кроме того, мужчина и женщина, создающие новую семью, должны прийти непременно из двух разных семей, с неизбежным различием в навыках и привычках, в том, что само собой разумеется, - и заново привыкать к перепадам, к чуть-чуть иному значению элементарнейших жестов, слов, интонаций.
Что касается отношений между родителями и детьми, тут, напротив, единство плоти и крови - в начале пути; но путь - снова и снова перерезание пуповины. Тому, что вышло из родимого чрева, предстоит стать личностью. Это - испытание и для родителей, и для детей: заново принять как Другого - того, с кем когда-то составлял одно неразличимое целое в теплом лоне родового бытия. А психологический барьер между поколениями до того труден, что поспорит и с пропастью, отделяющей мужской мир от женского, и со рвом, прорытым между различными семейными традициями.

Этот Другой - он же, по словам Евангелия, Ближний! Все дело в том, что мы его не выдумали - он неумолимо, взыскательно предъявляет нам жесткую реальность своего собственного бытия, абсолютно не зависящую от наших фантазий, чтобы вконец нас измучить и предложить нам наш единственный шанс на спасение. Вне Другого нет спасения; христианский путь к Богу - через Ближнего.

Новозаветное учение о браке

В Новом Завете понимание брака претерпело коренные изменения. Различия тем более явственны, что в новом Завете использованы категории ветхозаветного мышления для того, чтобы наполнить их новым содержанием. Так, например, в противовес иудейскому представлению, нигде в Евангелии не упоминается о том, что деторождение является оправданием брака. Само по себе деторождение является средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается «верой, любовью и святостью» (). Особенно ясно изменение ветхозаветных норм жизни видно на трех примерах:

1. Рассказ об отношении Иисуса Христа к левирату приведен во всех синоптических Евангелиях (; ; ). Важно подчеркнуть, что этот рассказ имеет непосредственное отношение к учению Христа о воскресении и бессмертии – учению, которое не нуждается в идее вечной жизни в потомстве. Когда саддукеи («которые говорили, что нет воскресения») спросили, кто из семи братьев, последовательно женившихся на одной и той же женщине, будет иметь ее женой «в воскресении», Иисус отвечал, что «в воскресении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».

Эти слова часто толкуются в том смысле, что брак есть чисто земное установление, действительность которого уничтожается смертью. Такое понимание преобладало в Западной Церкви, которая разрешает вдовцам вступать в новый брак и никогда не ограничивает число этих браков. Но если считать правильным такое понимание слов Иисуса, то мы окажемся в прямом противоречии с учением о браке апостола Павла и с канонической практикой Православной Церкви. Ответ Иисуса Христа саддукеям строго ограничен значением их вопроса. Они отвергали воскресение, потому что были пропитаны иудаистским пониманием брака как возобновления земного человеческого бытия путем воспроизведения потомства. Об этом Господь и говорит им: «Заблуждаетесь», потому что жизнь в Царствии будет подобна жизни ангелов… Поэтому ответ Христа – только отрицание наивного и материалистического понимания воскресения, отрицание материалистического понимания брака.

2. Сущность христианского брака глубоко освящена в запрещении Христом развода. Такой запрет прямо противоречит Второзаконию (; ; ). Христианский брак нерасторжим, и это исключает всякие материалистические, утилитарные его истолкования. Союз мужа и жены является самоцелью; это вечный союз между двумя личностями, союз, который не может быть расторгнут ради «продолжения рода» (оправдание конкубината) или защиты родовых интересов (оправдание левирата).

Так как искусители хотели уличить Христа и обвинить в нарушении закона Моисеева, то, проникая в их тайные мысли, Он указал им на того же Моисея и изобличил их его же словами. «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» (, ср.: ). Первоначальный акт творения говорит, что Бог создал человека в действенном виде, т.е. составил одного человека из двух половин – мужчины и женщины, предназначив одну половину для другой, что мужчину Он создал для женщины, а женщину для мужчины. Значит, брак лежит в основе самого акта сотворения человека. И потому, создав человека таким путем, Бог сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (, ср.: ). И из этих слов Моисея, раскрывающих основную идею брака, Христос делает прямой и ясный для всех вывод: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Ответ решительный, бесповоротный, сам собою вытекающий из плана и задачи сотворения человека. Человек не имеет права расторгать то, что сочетал Бог. И если он иногда и разлучает, то это его произвол, а не воля Господня, это, наоборот, явное нарушение заповеди Господней.

«Будьте совершенны, как Отец ваш совершенен есть». Требование абсолютной моногамии показало все несовершенство слушателей Христа (см.: ). Фактически любовь стоит вне категорий «возможного» и «невозможного». Она есть тот «совершенный дар», который познается лишь в реальном опыте. Любовь, очевидно, несовместима с супружесткой изменой, потому что в этом случае ее дар отвергается и брака более не существует. Тогда мы имеем дело не с юридическим только «разводом», но и с трагедией злоупотребления свободой, то есть, с грехом.

3. Апостол Павел, говоря о вдовстве, исходит из того, что брак не прерывается смертью и любовь никогда не перестает (). Вообще, отношение апостола Павла к браку разительно отличается от иудаистско-раввинистического взгляда на брак, что особенно заметно в 1-м Послании к Коринфянам, где апостол отдает предпочтение безбрачию над браком. Только в Послании к Ефесянам этот отрицательный взгляд исправлен учением о браке как образе союза Христа и Церкви; учением, которое стало основой богословия брака, созданного православной традицией.

В спорном вопросе о безбрачии вдов взгляд апостола Павла точно соответствует канонической и освященной традиции Церкви: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться» (). Второй брак вдовца или разведенного терпим только как лекарство от «разжжения», не более того. Современный чин благословения второбрачных ясно показывает, что он допускается только из снисхождения к человеческой слабости. Священное Писание и Предание всегда исходили из того, что верность вдовца или вдовы покойной или покойному – это нечто большее, чем «идеал», это – норма христианской жизни, потому что христианский брак – не только земной, плотский союз, но вечные узы, которые не распадаются и тогда, когда тела наши «станут духовными» и когда Христос будет «всяческая во всех».

Эти три примера ясно показывают, что Новый Завет наполнил древнее библейское учение о браке новым содержанием и что основывается это новое представление на Благой вести о Воскресении, проповеданной Спасителем. Христианин призывается уже в этом мире воспринять новую жизнь, стать гражданином Царства, а идти по этому пути он может в браке. В таком случае, брак перестает быть простым удовлетворением временных природных потребностей и гарантией иллюзорного выживания через потомство. Это – единственный в своем роде союз двух существ в любви; двух существ, которые поднимаются над своей человеческой природой и становятся едиными не только «друг с другом», но и «во Христе».

Левират – древний брачный обычай, по которому жена умершего должна выйти замуж за его брата – своего деверя (левиря).
Конкубинат – узаконенное Римским правом фактическое сожительство мужчины и женщины без юридического оформления брака.

Господь сотворил мужчину главой семьи. Какими качествами должен обладать муж? Каковы же роли и обязанности мужа, согласно Библии? Каков же образ идеального мужа? Наглядно всё это можно представить в таблице.

Роль мужа в семье, согласно Библии

Стих из Библии Качества мужа, его роль
1 Кор. 11:3 «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава – Бог» Любит Господа. Покорный Богу. Праведен.
Безупречен. Глава жене. Глава в семье.
1 Тим. 3:4-5 «Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью»… Имеет власть, руководство, Божий страх. Управляющий домом, справедливый наставник, Способен учить. Мудрый.
Еф. 5:18 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…». Трезвый. Воздержан. Божий сосуд.
Водимый Духом Святым. Не пристрастным к табаку, вину или наркотикам.
1 Петра 2:9 «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас…» Избранный Богом, отделённый от мира,
Посвященный Богу. Знающий Слово
Царственный священник, великодушен.
Божий благовестник, не любящий спорить.
Кол. 3:19 «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Любит и уважает жену. Не гневливый.
Не суровый, добрый, нежный, интересный
Еф. 5: 31 «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». Приоритет – жене. Великодушен. Дисциплинирован. Принцип отделение от родителей. Един с женой.
1 Тим. 3:2 «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив»… Имеет только одну жену. Ведёт трезвый образ жизни, честный, приветливый и гостеприимный, непорочен, целомудрен. Не сребролюбив. Не эгоистичен.
1 Тим. 2:13,14 «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена»… Несёт ответственность за жену, её служение и предстояние пред Богом.
Кол. 3:21 «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Отец – пример для подражания детям, ответственный за их учёбу. Добродетелен. Не оскорбляющий. Не злой. Справедлив.
1 Петр. 3:7 «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Верный, благоразумный, общительный
Чуткий, нежный, заботливый. Трудолюбив.
Хранящий жену от непосильного бремени Умеющий сочувствовать, внимательный,
Ответственный за духовную жизнь в браке
Прит. 13:25 «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Наказание детей должно основываться на любви к ним. Глава в семье. Ответственный за воспитание детей, непорочен, целомудрен. Мужественен. Смирен
Псал. 102:13 «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его». Обязанности отца основаны на любви, Он имеет любовь подобную любви Господа.
Милосердный. Хороший муж/отец.
Еф. 5:23 «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» Глава жены. Заботится о нравственной чистоте и непорочности жены. Способен учить. Духовная зрелость. Благочестив.

Любить свою жену – Божий приказ мужу. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.2:28).Любить свою жену постоянно любовью «Агапе», так, чтобы она это чувствовала (Прит.31:28,29).

Главенство мужа – Божье повеление

Главенство в семье – это любящее и нежное руководство. Божий порядок таков: «… Жене глава — муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3). Муж является главой по отношению к своей жене, как Христос является главой по отношению к Церкви. Главенство Иисуса Христа представляет собой не только власть, оно включает в себя искреннюю заботу о церкви». (29) Главенство Христа над Церковью должно отражать главенство мужа над женой. Оно включает в себя жертвенность, наставничество, руководство, самоотречение, заботу, ответственность за семью, жену, детей, за их духовное состояние и материальное благополучие. Всё это Господь возлагает на мужа. В 1 Послании Тимофею 3:4-5 написано: «…Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией»? Бог хочет, чтобы муж научился управлять своей семьёй. Для этого необходимо знать способности своих домочадцев, любить их, дать им свободу для самовыражения. Муж должен знать и делать в семье то, что хочет Господь, и быть участником во всех сферах семейной жизни. Особую помощь надо оказать жене, чтобы она могла раскрыть и реализовать свои таланты. Муж в семье – глава, пример для подражания детям: пример благочестия, целомудрия, посвящённости Богу. Ему запрещено пить вино. Пьянство ведёт человека к распутству. В Послании Ефесянам 5:18 написано: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…». А в книге Притч 23:31-34: «Не смотри на вино… впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты».

Муж – священник в семье

Девять мест Священного Писания раскрывают экзегетику священства.

Места Писания Экзегетика священства
1. Исх.29:9 «…священство по уставу на веки»… Священниками избирались мужчины из потомства Аарона. Посвящение Богу.
2. Исх.29:45 «Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне; и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом»… Священник посредник между Богом и человеком. Священнодействовать – предстоять пред Богом в служении. Молится за себя, за семью, за народ.
3. Лук.1:21,22 « Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; Народ ждал откровения от Бога.
Людям необходимы знания о Боге.
В Боге – спасение и удовлетворение духовных запросов личности.
4. Ин14:6. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Путь к Богу возможен только через Христа.
Это стало возможным только в Новом Завете.
5. Ин.1:12 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими»… Поверившим в Иисуса Христа и Принявшим Его как Господа и Спасителя, даётся власть быть Божьим чадом.
6. 1 Тим. 2:5 «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» Иисус Христос посредник между Богом и людьми.
7. Евр.9:11 «…Христос, Первосвященник будущих благ»… Иисус Христос Первосвященник.
8. 1 Пет.2:9. «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»… Человек, верующий во Христа становится избранным, взятым Богом в Его удел. Святым. Царственным священством, для того, чтобы возвещать людям Слово Божье, Благовествовать о спасении в Иисусе Христе.
9. Гал.3:28,29 «…нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Во Христе нет не мужского ни женского пола, поэтому царственным священством становятся как мужчины, так и женщины. Они по обетованию Божьему – наследники жизни вечной.

В отношении семьи Бог ставит разграничения, утверждает главенство мужа над женой, и жене повелевает быть послушной мужу. Рассмотрим роль священника, согласно первому посланию Тимофея. Послание Тимофею было написано для Ефеской Церкви. Цель написания послания: как нужно поступать в доме Божьем (3:15). В созданную в Ефесе Апостолом Павлом Церковь пришли люди с различной мотивацией. Одни, действительно, искали Бога, другие – из-за корыстных побуждений. Корыстолюбцы выдвинулись и сделались законоучителями. Они занимались «баснями и родословиями бесконечными», уклонились в пустословие, отступили от веры. Этим людям поверили некоторые женщины. Молодые вдовы (5:11-15), незамужние женщины (4:3) внимали духам обольстительным и учениям бесовским (4:1). Некоторые верующие жены стали подражать тем, кто стал вольготно относится к благочестию (благоговение, почтение к Богу) думая, что служение Богу должно обогащать. Из контекста послания видно, как они стали посещать собрания, и как они вели себя дома: учили мужей с целью захвата главенства, другие захватили главенство в свои руки, стали непокорны своим мужьям. Они украшались драгоценностями, дорогими одеждами, приходили в церковь с неприличными причёсками, вели себя вызывающе. Что же теперь делать верующим мужьям? Они в сомнении. Апостол Павел говорит мужьям: «Не гневайтесь, молитесь. Бог даст вам мудрости и научит: как поступать в доме Божьем и как навести порядок в своем доме. Изучайте вместе с женами здравое учение Господа Иисуса Христа (6:3). Оно меняет жизнь человека и его взгляды». Чем ближе муж и жена к Господу, тем крепче и стабильнее семья. Муж подотчётен Богу, потому что Бог поставил над семьей главой Христа, потом мужа как главу и священника (1 Кор11:3). Итак, муж – священник в доме. Огромная ответственность лежит на нём. Муж очень хорошо должен знать Слово Божье для того, чтобы научить домочадцев истине. Это – домашний врач и домашний психолог. Он должен знать состояние всех членов семьи, чтобы вовремя оказывать им помощь. Бог дал жену мужчине как подарок, который очень ценен в Его очах.

Роль жены в браке

Теперь рассмотрим: какой же должна быть жена? Библия повествует о многих добродетельных жёнах, но самый яркий пример образцовой жены описан в тридцать первой главе Книги Притч. Господь сотворил жену «помощницей мужу, соответственно ему». Каковы же обязанности жены? Каков образ идеальной жены? И чему должны подражать наши современные жёны, женщины третьего тысячелетия? Наглядно всё это можно представить в таблице.

Жена – помощница мужу, согласно тридцать первой главе Книги Притч

Стих из тридцать первой главы
Книги Притч
Качества жены, её роль
10. «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов» Любовь к Богу. Святость. Добродетельность. Простота в общении. Талантливость.
11. «уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка»; Доверие. Благонадёжность. Уверенность. Значимость. Многоценность. Общительность.
12. «она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей». Мудрость во взаимоотношении. Любовь и уважение к мужу. Почтение. Смирение
13. «Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками». Профессионализм и трудолюбие. Старательность.
14. «Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой». Попечение о доме. Дальновидность и трудолюбие.
15. «Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем» Умение планировать день, видеть главное. Умение готовить пищу. Жертвенность.
16. «Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник». Желание и умение работать с растениями и с землей. Мудрость в сельском хозяйстве.
17. «Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои». Способность отвечать взаимностью на любовь. Умение оградить мужа от неприятностей.
18. «Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью». Прилежность. Жертвенность.
Увлеченность, радость, удовлетворение трудом.
19. «Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено». Умение делать ручную работу. Внимательное отношение к домочадцам.
20. «Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся». Сострадательность. Милосердие. Мудрость в благотворительности. Умение служить.
21. «Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды». Трудолюбие. Заботливость. Смелость. Бережливость. Экономичность. Чуткость.
22. «Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее». Внешняя красота и гармоничность. Созидание уюта. Изящность. Мудрость в одежде.
24. «Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским». Мудрость в торговле. Трудолюбие. Знание рынка. Грамотность. Финансовая поддержка.
25. «Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее». Знание семейной нужды. Жизнерадостность. Оптимизм.
26. «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее». Приветливость. Скромность, любовь, доброта, нежность. Кротость и мудрость в слове. Знание Писания. Умение учить. Духовная зрелость.
27. «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности». Умение вести домашнее хозяйство. Умение дорожить временем. Внимательность.
28. «Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее»: Жена и мать, достойная любви, благодарности и похвалы от мужа и детей. Признательность.
29. «»много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их»». Счастливая жена, достойная признательности и ободрения. Чистота и порядочность.
30. «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». Жизнь, угодная Богу. Благоговение. Смирение и великодушие. Божий страх.
31. «Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее»! Жена, достойная признательности и чести.
Благочестие.

Обманчивость миловидности и суетность красоты

Женщин часто называют представительницами прекрасного пола. Говоря о «прекрасном», люди имеют в виду внешнюю красоту. Что же говорит Библия о миловидности? В книге Притч 31:30 написано: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». Многие люди стараются своей миловидностью завоевать благорасположение к себе. И если человек надеется на себя и смотрит на миловидность, он может обмануться. Почему же миловидность обманчива? Миловидность – это очарование, элегантность, приятность, благорасположение – הך. Человек может претвориться и показать себя, будто он добр, любвеобилен, но всё это может быть обманом. Обман по-еврейски ложь, притворство — רקשׁ. Многие люди обольщаются миловидностью, они считают её духовным проявлением и даже не подозревают её обманчивости, не зная, что миловидность это — качество души. Почему же не надо брать во внимание внешнюю красоту? Красота – изящество – דיפי по-еврейски. Если человек не знает Господа, у него нет чувства меры, тогда красота ведёт к гордости, распутству и безрассудству. Господь упрекает таких людей через пророка Иезекииля 16:13-16, говоря:

«Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон и шелк и

узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и

елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия…Но ты

понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала

блудодейство твое на всякого мимоходящего, отдаваясь ему. И взяла из одежд

твоих, и сделала себе разноцветные высоты, и блудодействовала на них»…

Сама по себе внешняя красота, данная Богом – прекрасна, если женщина относится к ней правильно, как к Божьему дару и довольна той красотой, которую дал ей Бог. Но красота в книге Притч – суетна. По-еврейски значит – пустота, тщета, напраслина – הבל. Телесная красота – не главное потому, что она со временем исчезнет. «Вы заключаете брак не с телом, а с человеком…» (30) Очень ценна в очах Господа внутренняя красота – красота души прощенной Иисусом Христом.

«Красота без добродетели может, конечно, занять мужа дней на десять, двадцать

любви исчезнет при обнаружении злобы. Но женщины, обладающие душевным

благородством, тем более с течением времени раскрывают благородство своей

души, тем сильнейшую любовь возжигают в сердцах своих мужей. Красота

телесная через привычку становится обыкновенной, а красота души на каждый

день обновляется и больший возжигает в себе пламень… Не в теле красота, но

красота тела зависит от… характера, который отпечатывает душа в формах тела». (31)

«Самый правильный страх»

Главное в этой фразе не «миловидность и красота», но «…жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». «Бояться» по-еврейски значит – почитать, уважать, благоговеть ירא. Благоговение – глубокое почтение Господа. Благоговеть пред Богом может только душа, рождённая свыше, спасённая Христом Иисусом. Душа, которая идёт путем освящения (1Фес.4:3) и имеет плоды Духа Святого. «…А жена да боится своего мужа». Это – библейское отношение жены к мужу. Муж не применяет унижение для подчинения себе жены. Здесь не говорится о страхе наказания, но раскрывается любовь к мужу.

«Когда жена так высоко ценит мужа, что боится причинить ему боль неверным действием и поступить своевольно, вопреки его желанию, когда она боится огорчить любимого человека и нанести ущерб семье. Это – самый правильный страх…Он подобен, страху огорчить Господа». (32)

Так как написано: «Начало мудрости — страх Господень…» (Пс.110:10). И это располагает сердце мудрой жены быть послушной мужу. Самое главное требование Бога к жене – покорность и повиновение мужу во всём. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1 Петра 3:1). Это самое весомое благословение в браке, которое открывает «простор для Божьего действия» (33) и созидания семьи по Небесному образцу. Нужно сделать всё возможное, чтобы центром семьи был Христос. Благоговение тесно связано с добродетельностью. (Еф.5: 33)

Добродетельность

«Кто найдет добродетельную жену цена ее выше жемчугов» (Прит.31:10). «Добродетельная жена — венец для мужа своего»…(Прит.12:4). «Добродетельная» с еврейского — תיל сила, мощь, способность, богатство, достоинство, благородство, мужество, храбрость, доблесть. А по-гречески άβαρης необременительный, тот, кто не в тягость, не приносящий трудности. Может ли человек увидеть качества добродетельности в другом человеке? Это качество даёт человеку Бог при рождении свыше, когда человек устремляется к Источнику вечной Любви. Любовь к Богу – это путь к добродетели. При истинном и искреннем покаянии, Бог даёт человеку Свои качества и Свою небесную любовь. Когда супруги полюбят Источник Любви, тогда и только тогда, доверяясь Творцу, они получат такое замечательное качество как добродетель. В Послании к Филиппийцам написано:

«…Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто,

что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том

помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то

исполняйте, — и Бог мира будет с вами». (Фил.4:8-9).

Добродетель ещё по-гречески «δύναμις» – могущество, способность, возможность. «Она воздаёт ему добром, а не злом во все дни жизни своей» (Прит.31:12). Любящая и мудрая жена делает только доброе для мужа. Поэтому «уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка» (Прит.31:11). Уверенность – это обоюдное доверие, умение хранить тайны друг друга и секреты других людей. Без страха Божьего этого не достичь. Добродетель – это Господне благословение для всей семьи и для других людей.

Труд жены. Забота жены о семье

В труде на благо семьи раскрываются таланты и способности жены. В тридцать первой главе Книги Притч описана очень энергичная, деятельная жена, у которой много удивительных качеств. «Дары, которые развились и нашли должное применение для помощи мужу, её помыслы, её сердце обращено к мужу, она готова жить для него, она охотно делает физическую работу на дому как домохозяйка или домашний инженер». (34) Жена призвана освободить супруга от напрасных тревог и позаботиться о домашних делах. «…С охотою работает своими руками» (Прит.31:13). «Она чувствует, что занятие ее хорошо» (Прит.31:18). Слово «чувствует» переводится с еврейского как отведать, вкусить, побробовать. А первоначально – узнавать, распознавать, различать – מעם. Как хорошо, когда жена знает, что делать и делает то, что нужно делать! Тем самым она доставляет пользу всем членам семьи. На все времена года приготовлено все самое необходимое: «Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (Прит.31:19,21). «Добродетельная жена всё умеет и делает сама» и «в этой невидимой силе её работы кроются видимые блага для её семьи». (35) Изящность и трудолюбие, забота и бережливость, внимательное отношение к нуждам домашних, строгость, правильный взгляд на вещи – отличительные черты добродетельной жены.

Наслаждение трудом – Божий дар

Нужно научиться творчески подходить к любой работе, даже если она является повседневной рутиной. Тогда любая работа будет приносить радость и глубокое удовлетворение. Труд приносит жене радость и глубокое удовлетворение. «Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее» (Прит.31:25).

Она живет по принципу: Екл 5: 17-18

«Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться

добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни

жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. И если какому

человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них

и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий».

Увлеченность, радость и наслаждение трудом – это Божий дар. Но кто не имеет этого дара, тому надо просить его у Господа. Просить, чтобы Сам Господь поменял отношение к работе. Только тот, кто любит свою половинку, способен наслаждаться жизнью. В книге Екклесиаста 9:9 написано об этом: «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь … потому что это — доля твоя в жизни…». Все желания жены должны быть направлены к мужу. У добродетельной жены нет времени на и пустую созерцательность и лень. «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» (Прит.31:27). Мудрая жена искусно планирует день, согласуя свою трудовую деятельность с мужем. Супруга заботиться о том, как можно получить прибыль из всего того, чем она занимается. «Она делает покрывала и продает…» (Прит.31:24). И делает это она для того, чтобы в семье были средства для «служения милосердия» (36) и благотворительности.

Служение благотворительности

«После того, как жена обеспечила свой дом, она помогает бедному и нуждающемуся, она сострадательна и милосердна» (37)… «Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся» (Прит.31:20). «Семья и служение неразделимы». (38) Сердце жены открыто для милосердия и духовного служения, а значит, открыто для Бога. Правильные взаимоотношения с Богом, послушание мужу, придают жене уверенности и оптимизма. Открытое сердце для мужа и семьи результат правильных отношений: любовь и сострадание к бедным людям. Бог берет под защиту бедных и повелевает отверзать руку для них. Во Второзаконии 15:11 написано: «…ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей». И она помогает им. Когда сердце свободно от материальной зависимости, тогда благотворительность по Господнему повелению приносит радость.

«Осознание того, что ты поглощен деятельностью или на тебе лежит

ответственность, которая по-настоящему важна, результаты которой имеют

непреходящий характер и будут длиться вечно, которая в основе своей показывает

осмысленное влияние на другого человека»… (39)

Следование принципу верных приоритетов в семейных отношениях

В природе каждой женщины заложено особое желание делать всё, чтобы нравиться мужу. «Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее» (Прит.31:22). «Ковры, её одежда, виссон и пурпур – отражают ту атмосферу уюта и тепла в доме, мудрость в одежде – создают единство во всём и приносят обновление любви и дружбы в супружескую жизнь». (40) Это хорошо, но в притче говорится, какой принцип должен стоять в первую очередь. Сначала муж, потом дети, внутренняя красота и внешняя, дом, муж. Этот принцип повторяется и в других местах Библии. В послании Титу 2:4-5: «…чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». Когда жена выглядит привлекательно, мужу приятно потому, что он понимает: жена хочет нравиться ему. Очень важно, когда жена выбирает правильные приоритеты в семейных отношениях. Во многих семьях создаются конфликтные ситуации, когда жена меняет приоритеты. Особенно ярко это наблюдается при рождении ребенка. Всё своё внимание мать приковывает к первенцу, а муж остаётся без внимания. Это может его привести к ревности. До рождения первенца вся любовь жены была направлена к мужу, но теперь не так. Муж на какое-то время становится одиноким. Это одиночество он хочет заполнить, муж может найти друзей, подругу. Бог дал указание жене: жена ни на минуту не ослабляй своей связи с мужем, потому что муж должен «прилепиться» к жене, а не к ребенку. Наступит в семейной жизни тот момент, когда дети оставят дом, покинут родителей, но останутся опять вместе только муж и жена. Тот внутренний конфликт, который был у мужа в момент рождения ребенка, трудно забыть. Поэтому нужно жене уделить должное внимание вначале мужу, потом детям, только потом красоте, обустройству дома, и в конечном итоге, возвратится в послушании к мужу. Таков принцип верных приоритетов, согласно Писанию. «Она имеет правильные ценности, она правильно расставила приоритеты, она питается мудростью от Бога, потому светильник ее не гаснет и ночью, она всегда выбирает правильный путь, даже в трудные времена». (41)

Достоинство похвалы и почтение жены

«Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (Прит.31:28, 29). В этих словах – отношение детей к матери и мужа к жене. Всё добро, что сделала жена в жизни, принесёт плод. Это благодарность и похвала. «Муж рад за такую жену, он постоянно хвалит её перед другими и в её отсутствии». Добродетельная жена достойна и почтения детей. Многие люди говорят: «Если будешь хвалить жену, она может возгордиться, и ничего не будет делать в доме». Но это неверное понимание психологии человека. Бог хочет, чтобы человека хвалили, если он этого достоин. Похвала – это не лесть, если она исходить от искреннего сердца. Хвалить надо именно жену, а не подруг в её присутствии. Муж хвалит свою жену в присутствии других людей: «…да прославят ее у ворот дела ее» (Прит.31:31). Мужу надо благодарить и славить Бога за жену и за детей, которых даровал Господь, потому что «кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Прит.18:22). Бог хочет слышать хвалу и прославление Себя в Своём творении, ибо Он достоин славы и хвалы. Человек, прославляющий Господа, не останется в стыде. Бог благословляет семью и прославляет семью среди других людей. А «благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Прит.10:22).

Итак, образ добродетельной жены, описанный в тридцать первой главе Книге Притч –

«Это и азбука стремлений жены, и поэзия счастья семейной жизни. Но чтобы жизнь в браке стала такой поэзией, жёны вынуждены постоянно тренировать себя в прозе, много трудиться над своими качествами, не мечтать о романтическом браке, а созидать духовным, душевным и физическим трудом ту романтику в браке, которая приносит радость, силу и вдохновение». (42)

Чтобы быть счастливой в браке, нужно каждой современной женщине стремится к достижению этого идеала образцовой жены.

Что говорит Библия о роли мужа в браке?

Постмодернизм, в котором мы живем, пытается перевернуть основополагающие ценности по отношению к институту семьи и изменить мышление людей. Женщины, где по собственному желанию, где из нужды взяли на себя роль мужа, и это приводит к дисгармонии как в семье, так и в обществе. Поскольку мы хотим жить согласно цели, для которой сотворил нас Бог, поскольку мы хотим иметь сильные семьи и хотим во всем отображать образ Божий, очень важно для каждого мужчины знать, что ожидает от него Бог в браке. Для каждой женщины необходимо знать роль мужа, чтобы не препятствовать, но наоборот, помогать и воодушевлять мужа на роль, данную Богом для него. Итак, какова роль мужа в браке?

Любить жену

В послании к Ефесянам Апостол Павел написал:

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Ефесянам 5:25-33)

Это самая важная заповедь, касающаяся роли мужа в браке и ее осуществление ведет за собой восполнение окружающих его людей. От каждого мужчины Бог ожидает такой же любви к жене, как у Христа к Церкви и как кто-то любит свое собственное тело. Когда мужчина показывает такую любовь к своей жене, через это будет видна всем людям любовь, которую имеет Иисус Христос к Своей Церкви.

Восхищаться женой

Когда Бог создал Адама и Еву, первого мужчину и первую женщину, вот что сказал мужчина, когда увидел в первый раз женщину:

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. (Бытие 2:23)

Выражение «вот» показывает восхищение кем-то, кого долго желал и ожидал. Такое отношение должен иметь каждый мужчина к своей жене во все дни их брака.

Оставить своих родителей

Когда Бог привел Еву к Адаму, он сказал:

Потому оставит человек отца своего и мать свою... (Бытие 2:24)

Этим Бог не хочет сказать, что дети должны пренебрегать родителями или не заботиться о них. Но с момента заключения брака каждый мужчина должен осознавать, что отношения с женой является приоритетом и не предполагают, чтобы родители контролировали эти отношения или манипулировали. Мудрые родители не будут никогда этого делать, но не все родители такие мудрые. Знаю одного мужчину, который после брака оставил своей маме возможность контролировать их, что дошло до того, что мама держала у себя их деньги и решала какую одежду покупать его жене. Их брак не продлился долго, а он стал очень несчастным. Я конечно же не один раз предупреждал его о таком конце, если он не оставит свою мать и не прилепится к своей жене. В это же время, каждый мужчина должен осознавать, что когда он женится, он должен содержать свою семью и заботиться о своих родителях и родителях своей жены. А если родители готовы поддерживать молодую семью материально в определенный период времени, принимать это как благословение, а не как что-то должное.

Прилепиться к своей жене

и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Там же)

Первоначальное понятие этой заповеди касается интимных отношений, инициатором которых должен быть мужчина. Пусть кто-то не думает, что это греховно или ошибочно, чтобы жена проявляла инициативу в интимных отношениях. Только каждый мужчина должен знать, что Бог хочет, чтобы он проявлял инициативу, как в отношении созидания с семьей своей, так и в других аспектах жизни. Когда возникают трудные ситуации в семье, от мужчины ожидается быть тем, кто ищет решение, кто принимает правильное отношение и действует в разрешении этой трудной ситуации.

Будь открытым в отношениях со своей женой

В этой же 2 главе из книги Бытия, написано:

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Бытие 2:25)

Выражение «были оба наги» включает больше, чем отсутствие одежды. Мужчина и женщины были открыты друг перед другом, имея откровенные отношения, в которых никто не прячет ничего от другого и не боится говорить свои мысли другому, боясь быть осужденным.

Быть главою жены

Я заметила однажды во время одного бракосочетания, как мужчина, услышав эту истину, он подтолкнул жену и сказал: «Слышишь? Хорошо подумай о чем говорит священник!» А когда я преподавал курс «Брак без сожаления» много раз видела как женщины, которые не знали раньше Слова Божьего, когда доходили до этой темы были не благодарны. Но это порядок, установленный Богом:

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава- муж, а Христу глава- Бог. (1 Кор. 11:3)

Христос, будучи нашей Главой, заботится о нас, защищает и жертвует Собой ради нас. Таким же образом и от каждого мужчины требуется быть главой жены, а не только тем, кто отдает приказы и авторитетно навязывает свою волю. Да поможет Бог каждому мужу вести себя со своей женой так, как ведет Себя Иисус Христос с нами.

Оказывать честь жене

Очень тяжело для некоторых мужчин понять, почему женщины ожидают, чтобы с ними обращались уважительно, как например, подавали руку перед выходом из автобуса или на лестнице. Но так поступать учит Бог:

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. (1Пет. 3:7)

Да поможет Бог всем мужьям исполнить роль, данную Богом и таким образом представить миру характер Господа нашего Иисуса Христа.

Нести ответственность

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. (Бытие 3:8-12)

В Эдеме Адам нес ответственность перед Богом, который повелел: "только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть" , ответственность за жену свою Еву. Но они не послушались Бога и ели.

Последствия безответственности мы всем миром испытываем до сих пор!

В нынешнее время мужчине добавляется еще одна функция -

Защищать свою Родину, свой дом и свою жену

А в Эдеме ему не от кого было защищать. Даже змей был плотоядным животным!

Довольно часто перед праздником люди задаются закономерным вопросом, - каким должен быть Защитник Отечества? Какие качества должны преобладать у него, мы, всё-таки, доверяем ему свои жизни, даже сейчас, в мирное, казалось бы, время?

Здесь сложно провести экспертизу - каждый окажется в этом случае при своём мнении, ведь слишком многие положительные качества у нас ассоциируются с образом настоящего Защитника Родины. Естественно, одним из главных качеств должна быть любовь к своей Родине, к своему Отечеству, если это благородное чувство будет отсутствовать, то результатов, внушающих дополнительное уважение, ожидать не придётся. Многие останутся при мнении, что одним из важнейших качеств должен считаться профессионализм защитника Родины. С этим трудно поспорить, ведь, если взять, например, службу в армии, то грамотное владение современной техникой - это и есть, во многом, залог спокойствия и безопасности, так как мало кто может угрожать стране с хорошо обученной и прекрасно вооружённой армией.

Не стоить забывать, что защита Родины - это не только и, может, не столько, защита её внешних рубежей, ведь достаточно и внутренних угроз жизни каждого человека, даже в обычной, повседневной жизни. Здесь особенно хочется подчеркнуть угрозу терроризма, страдают от которого больше всего, как раз мирные граждане,женщины, а не военные. Защитником от терроризма может стать любой гражданин страны, которому не безразлично её будущее, ведь стоит быть только немного внимательней к окружающим и многие террористические акты можно будет предотвратить.

Так что получается, что каждый из нас может защитить ближнего, а значит и Родину в целом от опасности! Пусть же положительные качества Защитника Отечества присутствуют в каждом из наших мужей, мужчин во благо служения Родине. Тогда они примут образ Бога с Его характером. Помните, мы говорили о ковчеге, где лежат скрижали с десятью заповедями Божьими, в :

В Гефе после того, как отправили ковчег, была рука Господа на городе - ужас весьма великий, и поразил Господь жителей города от малого до большого, и показались на них наросты.

11 ... смертельный ужас был во всем городе; весьма отяготела рука Божия на них (на Филистимлян, которые забрали ковчег себе, чтобы Сила была с ними). 12 И те, которые не умерли, поражены были наростами, так что вопль города восходил до небес. (1Цар. 5:11-12)

Смотрите, смертельный ужас - это не просто стресс, страх, но ужас, далее наросты. Эта ситуация подобна аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

Такова была защита Божья.

Согласно еврейской традиции муж должен: 1. Содержать жену. 2. Кормить. 3. Одевать. 4. Покупать украшения - жена должна украшать себя для мужа. С праздником, дорогие мужчины! С Днем защитника Отечества!

Будьте мужественны, ответственны, смелы! А мы вас будем любить!

C искренними пожеланиями счастья, удачи и новых достижений, коллектив женщин.

(Слова, вставленные в квадратные скобки и выделенные курсивом, взяты из церковно-славянской редакции)

От жены начало греха, и через нее все мы умираем (Сир. 25. 27).

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2. 13-15).

Добродетельная жена - венец для мужа своего, а позорная - как гниль в костях его (Притч. 12. 4).

Жена добродетельная радует [веселит ] своего мужа, и лета его исполнит миром (Сир. 26. 2).

Опущенные руки и расслабленные колени - жена, которая не счастливит [ублажает ] своего мужа (Сир. 25. 26).

Любезность жены усладит [возвеселит ] ее мужа, и благоразумие [художество ] ее утучнит кости его (Сир. 26. 16).

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками (Притч. 14. 1).

При худой [лукавой ] жене хорошо иметь печать, и, где много рук, там запирай (Сир. 42. 6).

Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве [красоте ] дома ее (Сир. 26. 20-21).

Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы (Притч. 31. 30).

Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная [злоумная ] (Притч. И. 22).

Кроткая [молчаливая ] жена - дар Господа, и нет цены благовоспитанной [наказанной ] душе (Сир. 26. 17).

Наклонность женщины к блуду узнается по поднятию [возвышению ] глаз и век [бровей ] ее (Сир. 26. 11).

Благодать на благодать - жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержанной души (Сир. 26. 18-19).

Большая досада [гнев ] - жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама (Сир. 26. 10).

Непрестанная капель в дождливый [зимний ] день и сварливая [клеветливая ] жена - равны; кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер (Притч. 27. 16).

Сварливая жена - сточная труба.., а разумная жена - от Господа (Притч. 19. 13-14).

Что хождение [восхождение ] по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого [молчаливого ] мужа (Сир. 25. 22).

Блажен, кто живет с женою разумною (Сир. 25. 11).

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном [общем ] доме (Притч. 21. 9).

Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная {непорочная ] жена (Сир. 40. 19).

Движущееся туда и сюда воловье ярмо - злая [лукавая ] жена; берущий ее - то же, что хватающий скорпиона (Сир. 26. 9).

Кто нашел добрую жену, тот нашел благо [тишину ] и получил благодать от Господа (Притч. 18. 22).

Как из одежд выходит моль, так от женщины - лукавство женское (Сир. 42. 13).

Добрая жена - счастливая [благая ] доля [часть ] (Сир. 26. 3).

Злость [лукавство ] жены изменяет взгляд ее и делает лицо ее мрачным, как у медведя. Сядет муж ее среди друзей [искренних ] своих, и, услышав о ней, горько вздохнет. Всякая злость мала в сравнении со злостью жены (Сир. 25. 19-21).

Счастлив [блажен ] муж доброй жены, и число дней его - сугубое (Сир. 26. 1).

Сердце унылое и лице печальное и рана [язва ] сердечная - злая [лукавая ] жена (Сир. 25. 25).

Жене... не давай власти над собою при жизни твоей... Во всех делах твоих будь главным, не клади пятна [порока ] на честь [славу ] твою (Сир. 33. 19, 23).

Жена да боится своего мужа (Еф. 5. 33).

Не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена должна иметь на голове своей знак власти над нею (1 Кор. 11. 9-10).

Господь Бог жене сказал: ... к мужу твоему влечение [обращение ] твое, и он будет господствовать [обладать ] над тобою (Быт. 3. 16).

Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем (Сир. 25. 24).

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем (1 Тим. 2. 11-12).

Что сообразно с здравым учением: чтобы... любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми [благими ], покорными своим мужьям, да не порицается [хулится ] слово Божие (Тит. 2. 1, 4-5).

Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей (Сир. 9. 2).

Жены, повинуйтесь своим мужьям, потому что муж есть глава жены (Еф. 5. 22-23).

Не давай воде выхода, ни злой [лукавой ] жене - власти [дерзновения ]. Если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей (Сир. 25. 29).

Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив (Притч. 18. 23).

Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство ее драгоценнее золота (Сир. 7. 21).

Соглашусь лучше жить со львом и драконом [змием ], нежели жить со злою женою (Сир. 25. 18).

Жены, повинуйтесь своим мужьям... Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно [многоценно ] пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (1 Пет. 3. 1, 3-6).