Мифы древней греции пигмалион и галатея. Пигмалион и Галатея

«Пигмалион и Галатея» Жак Стелла.

Этот миф на страницах своих творений нам рассказывает Овидий. В нём чувствуется особенный авторский слог, умение добавить красоты и натурализма в достаточно сказочный сюжет. Позднее эта история использовалась как символ созидающей силы любви, но именно Овидий смог её сделать такой увлекательной и интересной, передать читателю всю палитру чувств в сердце главного героя. Поэтому стоит познакомиться ближе с древней легендой о Пигмалионе и Галатее.

Начинается повествование с описания скульптора, жившего на острове Кипр. Он был молод и красив, а высшие силы наделили его необыкновенным талантом. Но была и отрицательная черта в этом человеке – он невзлюбил женщин, проклиная их порочность и грехи. У него не было подруги, а главным решением его стал отказ от женитьбы. Он решил всецело посвятить себя своему прекрасному ремеслу, что так дорого сердцу, а потому заменило ему супругу.

И всё-таки главным творением Пигмалиона была статуя женщины. Он посвящал её созданию всё своё время, использовал всё мастерство и умения, чтобы создать абсолютный идеал. Скорее всего, его разум находился в противоречии с сердцем, которое рвалось навстречу любви и красоте, несмотря на холодные доводы рассудка. Кроме того, была в его творении и иная цель. Он хотел показать другим женщинам, насколько они ничтожны по сравнению с совершенством, а мужчинам – продемонстрировать, сколько низменности и пороков скрывается в простых смертных представительницах человечества.

«Пигмалион и Галатея». Лоран Пешё.

Он работал тяжело и очень долго, стараясь сделать из камня свой идеал. Когда же скульптура была готова, он не переставал трудиться, доводя её до абсолютного совершенства, которое рождалось в его руках. С каждым часом работы, с каждым днём изваяние становилось всё более восхитительным и прекрасным. Не было в мире женщины или рукотворного творения человека, которое могло бы превзойти или сравниться по красоте с творением рук мастера.

Когда всё было окончено, а статуя не требовала доработок, Пигмалион принялся внимательно смотреть на неё. Сначала это был взгляд творца, ищущего какую-либо деталь для усовершенствования. Но затем он начал смотреть на неё иначе, чувствуя что-то непознанное, что волновало его сердце. Скульптор понял, что влюбился. И в этом не было ничего удивительного. Всякий человек, что смотрел на изваяние, не решил бы, что перед ним – лишь холодный камень. Творение было настолько реалистичным, что казалось живой красавицей, замершей на мгновение на своём пьедестале. Статуя олицетворяла собой не только совершенство красоты, но и совершенство мастерства человека, который, забывая о самом себе и обо всём на свете, отдавался работе и в результате создал шедевр.

«Пигмалион и Галатея». Луи Гауффер 1797 г.

Для самого мастера его творение стало проклятием. Он обожал каменную красавицу, обнимал её, но ощущал под руками лишь холод. Он страстно целовал её уста, но не чувствовал ответа, так как она по-прежнему оставалась лишь безжизненным изваянием. Казалось, что Пигмалион сошёл с ума. Он приносил дорогие наряды и надевал их на белые плечи любимой, дарил ей бусы и янтарные броши, осыпал драгоценностями и золотом. Он дарил ей букеты полевых цветов и искренне верил, что она чувствует его любовь и получает радость от подарков. Когда наступал вечер и становилось прохладнее, он набрасывал тёплую накидку на её плечи и укладывал спать. Он действительно терял разум от своей любви, у которой не могло быть будущего, как и настоящего.

В то время, как Пигмалион мучился от своей отчаянной любви, его заметила Венера. Повелительница нежных чувств была тронута такой необычной привязанностью, ведь никогда раньше никто на земле не влюблялся в камень, в образ, созданный своими руками. Она знала, что любовь скульптора искренняя и сильная, а потому решила помочь несчастному человеку, когда-то так яростно проклинавшему женский род.

Во время торжеств, посвященных богине любви, киприоты приходили помолиться и спросить совета у всемогущей Венеры. Кто-то просил о взаимности, кто-то – о верности любимого человека, но среди паломников был и несчастный скульптор, который молил богиню о милости. Он отчаянно просил послать ему девушку, напоминающую его скульптуру. Это не было истинным желанием Пигмалиона. Венера же прекрасно знала, о чём на самом деле грезил мужчина, а потому, будучи невидимой, улыбнулась в ответ. Мастер увидел, как трижды дрогнуло пламя на священном алтаре. Это означало положительный ответ, а потому слабая тень надежды поселилась в душе скульптора.

Удивлённый Пигмалион вернулся домой в полнейшем недоумении. Его скульптура по-прежнему гордо возвышалась на пьедестале, оставаясь холодной и неподвижной. Он ласково обнял её и вдруг отступил на несколько шагов, пристально глядя на своё творение. Показалось ли ему, что сегодня она стала чуть теплее, чем раньше? Он вновь подошёл к ней и позволил себе коснуться губами её губ. Долгий поцелуй становился теплее, а Пигмалион чувствовал её нежный ответ. Он касался её плеч и ощущал, что кожа становится мягче, а лицо любимой покрывает нежный румянец. Мастер понял, что это милостивая Венера послала ему счастье, сумев оживить даже камень. Известно, что на свадебном торжестве двух влюблённых эта богиня почтила их своим визитом. Она подарила им вечное счастье и любовь, которую они сберегли до конца дней.

«Пигмалион и Галатея». Жан-Леон Жером.

Миф о Пигмалионе напоминает чудесную сказку, прославляющую силу бессмертных и талант людей. Здесь скрыт и поучительный момент, ведь долгое время скульптор был мучим за свою прежнюю ненависть к женщинам. Но основа этой истории – в бесконечно прекрасном чувстве, для которого нет ничего невозможного.

На Кипре жил одинокий художник и скульптор Пигмалион. Он ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая стояла она в мастерской художника.Часами любовался Пигмалион своим произведением и полюбил созданную им самим статую. Он назвал ее Галатея. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками из цветов. Как часто шептал Пигмалион:
- О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои речи, о, как был бы я счастлив!
Но статуя была нема.
Наступили дни празднеств в честь Афродиты . Пигмалион принес богине любви в жертву белую телку с вызолоченными рогами, простер к богине руки и с мольбой прошептал, чтобы дала она ему женщину, столь же прекрасную, как Галатея.
Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, он боялся прогневать такой просьбой олимпийцев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня давала понять Пигмалиону, что услышала его мольбу.
Вернулся художник домой. Он подошел к статуе и - о счастье, о радость! Галатея ожила! Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь. Так дала богиня Афродита красавицу-жену Пигмалиону.

Пигмалион и Галатея - Франсуа Буше , 1767 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Эксперимент вполне убедительно доказал: мы получаем то, во что верим. Особенно это касается детей из неблагополучных семей, от которых зачастую никто и ничего хорошего не ждет. Не удивительно, что худшие ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются. И напротив, нередко, стоит иногда авансом похвалить такого ребенка, поверить в него, как, окрыленный этой верой, он «расправляет плечи» и преображается буквально на глазах.

Пигмалион и Галатея I: Сердце жаждет
Эдвард Бёрн-Джонс

По легенде Пигмалион был не только правителем острова Кипр, но ещё и талантливым скульптором. Однажды он высек из драгоценной слоновой кости статую прекрасной девушки. Она показалась ему настолько привлекательной, что затмила всех настоящих женщин. Пигмалион делал своей возлюбленной дорогие подарки, одевал в прекрасные наряды, но статуя продолжала оставаться холодной и бесчувственной. Известный психолог Аннетта Орлова пояснила, почему людям свойственно создавать идеальные образы Любимых людей.

«У каждого из нас формируется определённое понимание того, какой рядом с нами должен быть партнёр. И естественно мы наделяем его какими-то определёнными чертами, о чём-то мы мечтаем…И, основываясь на всех этих переживаниях и на всех этих критериях, мы постепенно формируем вот этот идеальный образ партнёра. И он может быть наделён такими противоречивыми качествам, которые практически невозможно встретить в одном человеке в реальной жизни. И тогда этот идеал становится как будто бы недостижимым».

Согласно мифологии все древние греки отмечали праздники, посвящённые их богам. И вот, в день Богини Любви Афродиты царь Пигмалион обратился с мольбой к своей покровительнице. Он не осмелился просить богиню оживить статую и надеялся лишь на то, что Афродита поможет ему найти жену столь же прекрасную, как это творение. Искренность и сила чувств Пигмалиона тронули богиню.она исполнила просьбу царя в лучшем виде. Через некоторое время щёки статуи покрылись румянцем, и влюблённый скульптор услышал тихое ровное дыхание. Так мечта стала явью. Солистка группы «Рефлекс» Ирина Нельсон уверена, что такая любовь возможна и в реальности.

«В нашем случае с Вячеславом так и произошло, потому что когда мы вместе начали работать, мы перестали находить разницу, где мы продюсер и певица, а где мы уже более близкие люди. Мы влюблялись в тот продукт, что делали вместе, и это было уже наше детище. Мы друг друга вылепили, собственно говоря».

Известно, что в первоначальной версии мифа, ожившая статуя Пигмалиона не имела имени. Галатеей же впервые назвал царицу Кипра французский писатель восемнадцатого столетия Жан-Жак Руссо. Имя стало нарицательным, а сам миф был взят за основу многих произведений искусства. Так, например, родилась гениальное произведение драматурга Бернарда Шоу «Пигмалион». Своими наблюдениями поделился знаменитый художник Никас Сафронов.

«Мы видели огромное количество реплик на эту тему художников и Ренессанса, и современных художников 19 века и 20 века. Всё посвящено этой Галатее, где она всегда изображена возвышенно, красиво, изысканно, желанна и т.д.».

Сам Никас тоже был задействован в создании вариации на тему этого знаменитого мифа. Он создавал картины для постановки пьесы «Пигмалион» в театре Армена Джигарханяна, которые появляются на сцене в виде условных, визуальных стен.

«Спектакль был интересен, и с ним приятно было работать, с Джигарханяном Арменом Борисовичем. В Пигмалионе Бернарда Шоу она обучается всем манерам, которые ей пытается внедрить главный герой. Полковник является как бы в образе Афродиты, которая даёт возможность, шанс ситуацию решить в этом русле».

Так, мифические персонажи Пигмалион и Галатея увековечили свою историю и доказали всему миру, что любовь, знакомая нам по мифам и легендам, вполне может стать реальностью. Настоящие чувства делают людей лучше, добрее и способны даже камень превратить в прекрасного человека.

Пигмалион и Галатея.

Jean-Léon Gérôme. Pygmalion and Galatea 1890


Скульптор.





Jean-Leon Gerome. Pygmalion and Galatea 1890

Евгений Баратынский.

Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей. Так дала она счастье и Пигмалиону, великому кипрскому художнику. Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака.



François Boucher. Pygmalion and Galatea 1767


Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая, стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит, казалось, что вот-вот она двинется, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил, наконец, созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками цветов. Как часто шептал Пигмалион:
- О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои речи, о, как был бы я счастлив!
Но статуя была нема.



Jean-Baptiste Regnault 1786 г


Наступили дни празднества в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви в жертву белую телку с вызолоченными рогами; он простер к богине руки и с молитвой прошептал:
- О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы можете дать все молящему, то дайте мне жену, столь же прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной самим.
Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, он боялся прогневать такой просьбой богов-олимпийцев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня как бы давала понять Пигмалиону, что боги услышала его мольбу.



The Godhead Fires - Edward Burne-Jonest 1878


Вернулся художник домой. Он подошел к статуе, и, о, счастье, о, радость: статуя ожила! Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь. Так дала богиня Афродита красавицу-жену Пигмалиону.



Jean Raoux (1677–1734). Pygmalion adoring his statue 1717


Стихи Галатее

Ocтaвь Пигмалиона, Галатея…
Как манией, талaнтом одержим,
У мрамора заоблачно немея,
Земному он становится чужим.
Он снова сны в холодной глыбе прячет,
Как будто бы надеется опять
Изведать богоданную удачу –
Любовь из вдохновения создать…




Pygmalion et Galatée, Anne-Louis Girodet-Trioson 1819



Никто другой тебя не воскресит!

© 07.07.2011 Пустынник




Bronzino - Pygmalion and Galatea (1529-30)

Другая легенда:

Самая красивая легенда о скульпторе, прославляющая его необыкновенный дар, посвящена кипрскому ваятелю по имени Пигмалион. Этот талантливый человек был так увлечен своей работой, что не нашел времени на женитьбу.



Ernest Normand 1886


Однажды Пигмалион решил изваять фигуру девушки, которую рисовало ему воображение. Многие дни и ночи не выходил он из мастерской, как будто действительно торопился освободить девушку из плена своих фантазий. Статуя вышла на диво хороша. Молодая красавица стояла посредине мастерской и будто слегка улыбалась своему творцу. Скульптор назвал ее Галатеей. Мастер был уверен, что его рукой водила сама богиня любви Афродита.



François Lemoyne. Pygmalion Seeing His Statue Come to Life 1729


Когда пришло время праздников в честь великой богини, решил Пигмалион попросить у нее счастья. На закате дня он подошел к ее статуе в храме, стал перед нею на колени и сказал: «О великая богиня любви, прекрасная Афродита! Не напрасно зажгла ты огонь в моем сердце и дала мне силы вырезать в твою честь девушку, чья красота может украсить мир. Прошу тебя, оживи ее, и будет она самой любимой и желанной для меня женщиной». Пигмалиону показалось - лицо богини озарила улыбка.



Laurent Pécheux (1729–1821) Pygmalion and Galatea


В радостном ожидании он возвратился домой, купив в подарок Галатее дорогие одежды, браслеты и другие украшения. На пороге дома его встретила живая возлюбленная. Боги оценили талант ваятеля и подарили ему созвездие Скульптор.



Созвездие Скульптор Южное полушарие зведного неба


Греческая легенда гласит:

Афродита покровительствовала всем, чья любовь была сильна и постоянна. Примером исключительного благоволения Киприды к одному из любящих является история, произошедшая с царем Кипра, юным Пигмалионом, искусным в ваянии.



Louis Jean François Lagrenée (1724 - 1805) Pygmalion and Galatea


Однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Ревнуя к каждому, кто мог бы ее увидеть, Пигмалион никого не пускал в мастерскую. В одиночестве - днем в лучах Гелиоса, ночью при свете лампад - восхищался юный царь статуей, шептал ей нежные слова, одаривал цветами и драгоценностями, как это делают влюбленные. Он назвал ее Галатеей, одел ее в пурпур и посадил рядом с собой на трон.



Louis Gauffier. Pygmalion and Galatea (1797)


Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион в загородном святилище богини принес ей жертвы с мольбой:
- О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение.
Много жарких молитв услышала богиня в свой день, но снизошла к одному Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион. И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе.



Giulio Bargellini (1875-1936) Pygmalion and Galatea 1896


Не чуя под собой ног, помчался царь во дворец. И вот он в мастерской, рядом со своей рукотворной возлюбленной.
- Ну что же ты еще спишь! - обратился он к ней с ласковым упреком.- Открой глаза, и ты увидишь, что уже взошла солнечная колесница Гелиоса, и он сообщит тебе добрую весть.
Лучи легли на лицо из слоновой кости, и Пигмалиону показалось, что оно немного порозовело. Схватив свою подругу за кисть руки, он почувствовал, что кость уступает давлению пальцев, увидел, что кожа на лице становится белее и на щеках проступает румянец. Грудь расширилась, наполнившись воздухом. И Пигмалион услышал спокойное и ровное дыхание спящей. Вот приподнялись веки, и глаза блеснули той ослепительной голубизной, какой блещет море, омывающее остров Афродиты.



Edward Burne-Jones




Edward Burne-Jones, 1867


Весть о том, что силой любви оживлена кость и родился не слон, которому она принадлежала, а прекрасная дева, за короткое время облетела весь остров. Огромные толпы стекались на площадь перед дворцом, счастливый Пигмалион уже не боялся завистливых взглядов и пересудов. Он вывел новорожденную, и, увидев ее красоту, люди упали на колени и громогласно вознесли хвалу владычице Афродите, дарующей любовь всему, что живет, и могущей оживлять камень и кость во имя любви и для любви.



Godfried Schalken Or Schalcken. Pygmalion аnd Galatea


Тут же на глазах у всех Пигмалион провозгласил девушку царицей Кипра и покрыл ее благоуханные волосы царской короной. В пурпурном одеянии с сияющим от обретенного счастья лицом она была прекрасна, как сама Афродита.

Этот миф известен только по творчеству Овидия и поэтому богиню любви в нем, естественно, зовут Венерой. Он представляет собой великолепный пример свойственной Овидию манеры «изысканно приодеть» известные мифы.


Одаренный молодой скульптор Пигмалион, живший на Кипре, был ярым женоненавистником.

Оскорбясь на пороки, которых природа

Женской душе в изобилье дала, холостой, одинокий

Жил он, и ложе его лишено было долго подруги.

Пигмалион решил не жениться никогда. Ему достаточно его искусства, говорил он себе. Тем не менее статуя, которую он изваял и которой отдал весь свой гений, была статуей женщины. Вероятно, он или не мог чувствами отрешиться от того, чего не одобрял умом и даже отрицал образом своей жизни, или же намеревался создать образ идеальной женщины, продемонстрировав таким способом мужчинам те недостатки, которыми природа наделила реальных женщин.

Как бы там ни было, он работал над статуей очень долго, весь отдаваясь любимому делу, и в конце концов создал совершеннейшее произведение искусства. Тем не менее он продолжал свою работу, и день ото дня под его искусными пальцами статуя становилась все прекраснее. Ни одна когда-либо жившая на земле смертная женщина, тем более ни одна статуя не могли с нею сравниться. Когда далее совершенствовать ее уже стало невозможным, со скульптором произошло нечто удивительное: он влюбился в собственное творение. Объяснением здесь может послужить то обстоятельство, что эта статуя совсем не выглядела статуей: никто не мог бы подумать, что перед ним – слоновая кость или мрамор; нет, каждый чувствовал перед собой теплое человеческое тело, лишь на мгновение застывшее в неподвижности. Таково было искусство этого преисполненного профессиональной гордости молодого человека. Это была вершина его творчества, когда искусство заставляет забыть о самом себе.


Пигмалион и Галатея


С этого времени прекрасный пол, которым Пигмалион так пренебрегал, начал мстить за себя. Ни один юноша, влюбленный в реальную земную девушку, не страдал, как он. Он целовал эти манящие губы, но они не могли ему отвечать; он заключал ее в объятия, но она оставалась холодной и неподвижной. Иногда он пытался поступать с ней так же, как дети поступают со своими игрушками. Он одевал ее в богатые одежды, проверяя, как на ней смотрятся наряды скромных или, наоборот, ярких расцветок, и представляя себе, какое удовольствие она от них получает. Он приносил ей дары, которые приносят живым девушкам: маленьких птичек, веселые цветы и сверкающие слезы янтаря, которые роняли сестры Фаэтона, а потом ему начинало казаться, что она его благодарит. На ночь он переносил ее в постель и закутывал со всех сторон, чтобы ей было тепло и мягко – так поступают со своими куклами маленькие дети. Но он не был ребенком и не мог играть в такие игры вечно. В конце концов Пигмалион сдался. Да, он полюбил безжизненную статую и был крайне несчастлив от этого.

Эта удивительная страсть не могла долго оставаться скрытой от богини любви. Венера заинтересовалась этим доселе неведомым ей феноменом – новой разновидностью возлюбленного, и решила помочь Пигмалиону, который был истинно и страстно влюблен и в то же время предавался чудачествам.

Торжества в день Венеры, естественно, устраивались на Кипре, острове, на котором она впервые появилась, рожденная из морской пены. В жертву ей приносились снежно-белые телки с позолоченными рогами; небесный аромат благовоний, поднимающийся от алтарей Венеры, распространялся по всему острову; толпы паломников заполняли ее храмы, и среди этих паломников можно было встретить не одного несчастного влюбленного, пришедшего с дарами и молящегося о том, чтобы та, в которую он влюблен, оказалась милостива к нему. Среди этих несчастных влюбленных был, конечно, Пигмалион. Он осмелился просить богиню всего лишь о том, чтобы она помогла ему сыскать девушку, похожую на его статую, но Венера хорошо знала его истинное желание, и в знак того, что его молитва принята благосклонно, пламя на алтаре, перед которым он стоял, трижды разгоралось и затухало.

Весьма озадаченный этим предзнаменованием, Пигмалион отправился к своему дому, к своей любви, статуе, которую он создал и которой отдал свое сердце. Она по-прежнему возвышалась на своем пьедестале, потрясающе прекрасная! Он погладил ее, а потом отошел на несколько шагов назад. Был ли это самообман или она действительно была теплой, когда он касался ее? Он поцеловал ее в губы. Это был долгий и томительный поцелуй, и вдруг он почувствовал, что ее губы становятся мягче. Он дотронулся до ее рук, ее плеч; они уже не были больше такими твердыми. Они напоминали воск, растапливаемый солнцем. Он взял ее за запястье; там пульсировала кровь. «Это сделала Венера», – подумалось ему. И с несказанной радостью и признательностью богине он заключил в объятия свою любимую и смотрел, как она улыбается, глядя прямо ему в глаза, и медленно покрывается нежным румянцем.