Как воспитать ребенка: Два взгляда на воспитание детей. Если у родителей разные взгляды на воспитание ребёнка Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил

Двое людей не могут быть согласны во всем. Особенно в том, как правильно воспитывать детей...

Строить отношения трудно. Быть родителем еще труднее.

Сочетать отношения с партнером и отношения с ребенком может оказаться тяжелее, чем прорубать себе дорогу в тропическом лесу.

Двое людей не могут быть согласны во всем. Особенно в том, как правильно воспитывать детей.

Несмотря на огромное количество разговоров, предшествовавших рождению нашего сына, мы с мужем спорили по любому поводу, начиная от обрезания и совместного сна и заканчивая возрастом, в котором детям можно разрешить играть в компьютерные игры.

Мой муж любит командовать, я более спокойный человек. Ему хочется, чтобы все было под контролем, мне легче «отпустить ситуацию».

Мне кажется, что естественное родительство имеет право на существование, он же весь первый год после рождения нашего сына говорил мне, что я должна положить его в кроватку и наконец выспаться.

Сначала мы ругались. Мы оба хотели самого лучшего для нашего сына, но, как и большинство молодых родителей, слабо представляли, что это такое.

Поэтому у нас возникали конфликты, иногда очень изнуряющие, как и сами первые дни родительства.

Но как только мы немного привыкли к нашим родительским ролям, и новое стало казаться нормальным, нам удалось найти консенсус практически по всем вопросам или достичь компромисса там, где наши взгляды не совпадали на сто процентов.

Сейчас я думаю, что мы отличная команда, но этот процесс был нелегким и потребовал от нас много усилий.

Расслабьтесь

Методов воспитания не один, а гораздо больше.

«Если какой-то метод вам не нравится, это не значит, что он плохой, - говорит Катрин Перлман, лицензированный специалист по социальной работе и автор книги «Игнорируйте это! Как избирательный взгляд в другую сторону может решить проблемы с поведением и сделать родителей довольными». – Будьте гибче».

Современное родительство бомбардирует нас множеством родительских философий, из которых можно выбирать:

  • воспитание независимости у ребенка (free-range),
  • опека (helicopter),
  • формирование привязанности (attachment),
  • строгость (tiger),
  • ласка (panda),
  • медленное родительство (slow),
  • уважительное родительство (RIE).

Иногда привязка к этим ярлыкам мешает нам идти на компромисс.

Со своим старшим сыном я придерживалась воспитания, основанного на привязанности, и когда муж делал что-то, что не вписывалось в эту модель, я срывалась на крик.

Муж в свою очередь считал, что мой подход чрезмерен и изматывает нас обоих. Это вызывало много проблем, пока я не поняла, что не должна следовать одной модели воспитания «от и до» . Мне пришлось перестать пытаться все контролировать и начать доверять партнеру.

Сочетание разных стилей родительства может оказаться полезным для ребенка

Иногда разногласия между родителями могут принести пользу.

«Когда у родителей разные стили воспитания, это нестрашно. – говорит Перлман. – Пока они единодушны в принципиальных вопросах и правилах, один родитель может быть строгим, а другой беззаботным. Один может дурачиться, а другой быть серьезным. Такое разнообразие может быть полезным для семьи».

Однако, по словам Перлман, различия в методах воспитания могут усилиться в конфликтных ситуациях.

«Когда родители не поддерживают друг друга, не соглашаются в отношении правил дома, когда требование одного родителя игнорируется или меняется на противоположное другим родителем, могут возникнуть проблемы. Когда родители не на одной волне, ребенок быстро понимает это и начинает настраивать одного родителя против другого, поворачивая ситуацию в свою пользу».

Сначала - главные принципы воспитания

Вы можете пройти тест Университета Миннесоты, чтобы понять, какие принципы воспитания являются ключевыми для вас и вашего партнера. Когда вы знаете, что каждый из вас ценит больше всего, вам легче находить «золотую середину».

Если вы пока не в разгаре ссоры, Перлман советует обсудить правила, которые каждый из вас считает самыми важными .

Четкое время отхода ко сну может быть важным для одного партнера, в то время как для другого нет ничего хуже, чем плохое поведение за столом.

Вы можете обсудить собственных родителей и их методы воспитания и проанализировать, что вам кажется правильным, а чего вы бы хотели избежать.

Совместное обсуждение того, как меняются ваши стили воспитания, поможет понять, где возможен компромисс, а где нет.

Затем – компромисс

Наибольшее количество конфликтов возникает на почве «противоречивых» родительских практик, например, таких, как грудное кормление или совместный сон.

Моя подруга рассказала мне следующее:

«Мой муж все время спрашивал меня, когда я перестану кормить. Моим «порогом» были шесть месяцев, но, когда они прошли, я поставила в качестве предела один год. Первый день рождения моей дочери все ближе и ближе, и мой муж спрашивает, когда я остановлюсь. Я объясняю ему, что не собираюсь проснуться на следующий день и сказать своей дочери: «Окей, малыш, на этом все!».

Моя подруга и ее муж долго обсуждали вопросы, которые являются причиной конфликтов между ними.

Выяснилось, что среди его знакомых нет никого, кто бы кормил грудью дольше одного года, поэтому ему казалось, что это ненормально.

После того, как он узнал, что такое длительное грудное вскармливание, и что это именно то, что планирует для их ребенка моя подруга, он стал спокойнее относиться к этой идее.

Важно найти те принципы, которыми один партнер может пожертвовать, чтобы другой чувствовал себя комфортнее.

Вы привыкли к тому, что ваши дети говорят вам «Да, ма» и «Не, ма», а ваш муж считает, что это похоже на пещерный язык? Возможно, стоит привнести в лексикон детей слова «спасибо» и «пожалуйста».

Ваш партнер считает, что детям необходим список дел по дому на выходные, а вы уверены, что им нужно больше времени для игр? Может быть, домашние дела стоит запланировать на утро воскресенья.

Маленькие уступки помогут подготовиться к большим компромиссам.

Поиск непредвзятого мнения

В случае, когда по вопросам, важным для вас обоих, ваши мнения расходятся, можно прибегнуть к помощи эксперта, консультанта или даже книги, чтобы достигнуть компромисса.

Привлечение третьей стороны поможет преодолеть ваши родительские разногласия и избавиться от предубеждений и предвзятости.

Семейный терапевт может помочь вам как модератор ваших семейных дискуссий о важных для вас принципах воспитания, и впоследствии вы, возможно, станете не антагонистами, а командой. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet


Мама начинала укладывать дочку в девять вечера. И часов до одиннадцати в доме шло сражение под названием «пора спать!». Папа не выдержал: «Отстань от ребёнка, устанет - сама уснёт», взял ревущую дочь на руки и отправился с нею пить чай. Чай попили, послушали сказку… Когда дочка уснула, началась очередная бурная сцена: «Опять ты подрываешь мой авторитет!».

Никто не спорит: единый подход и единодушное мнение и единая тактика в воспитании - просто отлично. Но… в семье порою случается наоборот: сколько людей, столько и мнений, и каждый отстаивает своё.
Мама сажает дочку делать уроки после обеда, папа считает (и разрешает) сначала на улице погулять. Мамам желает, чтобы сын ходил в музыкальную школу, папа - за спортивную секцию.
А тут ещё бабушки - дедушки, тёти - дяди запросто могут вмешаться, у них свои «заморочки». И что делать ребёнку? Он же любит обоих! всех! Ну, не может он разорваться на части, чтобы всем угодить.

Что делать?
Первое и основное. Не надо обсуждать при наследниках ньюансы их воспитания. Ребёнок, ставший свидетелем родительских разногласий, попадает в опасную вилку: кого послушаться, кого не послушаться, и чьи требования не выполнять.
По сути, ему приходится решать едва ль не гамлетовский вопрос: быть или не быть. С кем быть? Каким быть? Стараясь сделать что-то, «как папа сказал», он рискует маму разочаровать… Для мамы начнёт стараться - вдруг папа рассердится, что тогда?!
От такого раздвоенья ребёнок теряется, испытывает эмоциональный дискомфорт.
А если ему приходится лавировать между требованиями мамы и папы не от случая к случаю, а постоянно, он начинает жить в состоянии тревожного ожидания. И как результат - капризы, нытьё, истерики и прочие детские вредности.
Правда, детская психика так пластична, что большинство малышей (а детей постарше - тем более) в конце концов приспосабливаются и выбирают из всех вариантов родительских требований - желаний те, что им выгодней им самим. И - быстро осваивают науку манипуляции и пользуются ею вовсю.

Что делать, чтобы в вашей семье подобного не случалось?

Поделите сферы влияния
Решите, кто за что отвечает.
Если, например, детским питанием занимается мама - ей решать, что ребёнку есть можно, а что нельзя. Хочет папа иметь спортивного сына - он делает с ним зарядку, водит в спортивную секцию. Сам.
Принцип простой: кто из родителей заявляет - тот и выполняет; а другой не должен мешать.
А если «заявитель» отказывается? Не спорьте, не ссорьтесь, а просто создайте положительный стимул - реализацию чего-то приятного за честно выполненные обязательства. Например, договоритесь: папа водит ребёнка в бассейн, но (!) зато по субботам может отправиться на рыбалку. И ещё - оцените старания по достоинству: не забывайте одобрять и хвалить.

Позволяйте друг другу думать и поступать по - разному.
И по- разному поступать
Ссоры, обиды, замкнутость гораздо хуже сказываются на детях, чем мелкие изгибы в «единой линии поведения». У вас малыш засыпает в кроватке, а у папы - только на плече с бутылочкой молока? У папы ребёнок идёт домой по первому зову, а с вами готов в «догонялки» играть? Ну и что, если это игра, а не истеричный каприз? Родительская позиция должна быть твёрдой в тех вопросах, которые касаются психического состояния, здоровья ребёнка, его безопасности.

Вспомните про соринку в чужом глазу и бревно в своём собственном; печально, но собственных «брёвен» мы часто не замечаем.
Напоминайте себе, что не бывает истины в последней инстанции, и что вера в свою абсолютную правоту - это уже гордыня, которая, между прочим, названа в числе 7 смертных грехов. Причём с этом списке стоит под номером первым.

Создайте традицию - проводите Круглый Стол или Семейный Совет
\/ Объявите тему Совета заранее
\/ Выберете подходящее время (Лучше всего - если время станет традиционным, например, каждую пятницу в конце каждого месяца).
\/ В совете участвуют все, каждый (даже самый младший в семье)
\/ После объявления темы (рассказе о сути проблемы) каждый имеет право высказаться. Критиковать не имеет права никто!
\/ В конце совещания принимают решение по заявленной и обсуждённой теме. Решение обязаны все выполнять!
\/ На следующем Совете подводите итоги - что получилось, что нет; и делаете корректировку в случае необходимости.
\/ Заканчивайте заседание чем-то очень приятным, (те решения, что связаны с добрыми ассоциациями, всегда приятнее выполнять).


Детективы стали столь популярны, что термин «злой и добрый полицейские» из книг и с экрана перекочевал в семейную жизнь. Стоит ли следовать этой схеме, воспитывая детей?

«У нас с мужем, - пишет одна мама, - разные взгляды на воспитание, из-за чего мы часто ругаемся. Говорю, например, дочке: Ты почему уроки до сих пор не сделала?», а он: «Дай ребёнку спокойно поесть». И так почти во всём: что я запрещаю, то он разрешает. Получается, что я для ребёнка как злой полицейский, а он - добрый. Убеждала, что родители должны быть заодно - бесполезно», - жалуется мама.
Впрочем, бывает и наоборот. «Сердитым полицейским» в семье становится папа, а мама всегда готова дитя утешать и прощать.
В обоих случаях результат одинаков: из «хорошего полицейского» дети будет верёвки вить, сторониться «плохого». И усвоив слабинки каждого, научится манипулировать. И тем, и другим.
Что делать?
В первую очередь - разобраться, что провоцирует разногласие.
Обычно называют такие причины: разный жизненный опыт, инфантильность одного из супругов, характеры разные. Но сколько на свете семей, где подобная разность не мешает найти общий язык!
Думаю, основная причина - напряжённое отношение между супругами. Откуда оно происходит? Понять поможет это маленький тест.

Как папа становится «полицейским»
Надо сказать, что «полицейским» (неважно - добрым или сердитым) муж может стать с подачи жены. (Впрочем, как и жена - с подачи супруга)

Мамы, проверьте себя! Вы часто…
- одобряете мужа?
- с мужем советуетесь?
- его поправляете («надо так», «дай покажу»)?
- делаете ему замечания при ребёнке?
- вмешиваетесь, когда папа играет с детьми?
- говорите «должен», «обязан», «не прав»
- даёте советы - как надо делать правильно?
- склонны к обобщениям при обсуждении спорных вопросов? («ты всегда», «каждый раз», «я тебе говорила»)
Если на первый и второй вопросы вы ответили «нет» и «да» на все остальное - увы, стать «полицейским» вынуждаете мужа вы. А сами вы - нет, даже не полицейский, а следователь или судья.
Проще сказать, один из супругов стремится быть непререкаемым авторитетом, а другой - всеми силами тщится доказать свою родительскую состоятельность. И потому - то рьяно противоречит, то пускает всё на самотёк.

Единым фронтом не всегда хорошо
Казалось бы, хорошо, когда родители придерживаются единых взглядов на воспитание. Но… только представьте что чувствует ребенок, которого оба родителя хором отчитывают за какой-то проступок, оба суровы (и т.д. и т.п.)
Если такое случается часто, ребёнок сочтёт, что все против него! Все - не любят!
Если же ругает/наказывает один из родителей (а другой держит нейтралитет), после полученного нагоняя сын/дочь сможет обратиться к другому и тот… нет, не одобрит, и штрафные санкции не отменит, но (!) искренне посочувствует - т.е. присоединится к чувства его: «Я понимаю, как тебе плохо (стыдно, горько, неприятно) сейчас, но что делать, как аукнется, так и откликнется». И таким со-чувствующим пониманием покажет, что да, поступок плохой, но сам ребёнок - хороший, и все по-прежнему любят его. И тем поддержат то лучшее, что есть в человеке.
Именно сочувствующему родителю («доброму полицейскому») проще вызвать ребёнка на откровенность, а также помочь разобраться, в чём суть ошибки и как исправить её.

Как быть, когда папа с мамой имеют разные взгляды на воспитание?
Договариваться.
Мы же довольно легко договариваемся по многим вопросам (какие купить обои к ремонту, куда поехать в отпуск), где-то идём на уступки, в чём-то ищем - находим компромиссное решение. Так и тут..
1) первое, о чём стоит договориться - не выяснять отношений при детях
2) поделите обязанности и ответственность. И в тех ситуации, за которые один из родителей взял ответственность на себя, другой не вмешивается и не навязывает мнения своего
3) когда один из супругов поступает не так, как вы считаете правильным - не делайте замечания, а запишите его, чтобы потом обсудить;
4) раз в неделю устраивайте «круглый стол для мирных переговоров», делитесь мнением, обсуждайте различные ситуации,
5) уступайте друг другу, стараясь найти компромисс
6) поддерживайте и одобряйте. Каждый имеет право на своё мнение, с ним можно не соглашаться, но уважать.
И будет всё хорошо.

© Нина Некрасова

Круглый стол для родителей

(деловая игра)

Воспитатель

Тюрина

Татьяна

Дмитриевна

(деловая игра для родителей)

Подготовительный этап:

1. Подбор литературы по теме воспитания мальчиков и девочек

2. Написание пригласительных на собрание по количеству детей.

Цель: Демонстрация в ходе игры родителям двух взглядов на воспитание детей – мужского и женского. Учет противоположного мнения в привлечение отцов к делу воспитания ребенка.

Задачи:

1. Определить взгляд в вопросе воспитание с точки зрения пап и мам.

Участники игры:

· Ведущий – педагог – психолог МДОУ «Сказка».

· Родители средней группы – обязательно присутствие 2 супругов полных семей.

· Воспитатели группы.

Методическое обеспечение:

2. Разработка методики проведения игры.

Материальное обеспечение:

1. 2 стола, стулья по количеству родителей.

2. Бумага и карандаши для работы в группах

3. 2 доски для демонстрации ответов групп.

4. Цветной картон, бусы, подарочная бумага, скотч

5. Деревянные части кораблика

6. Ситуации, для решения их родителями.

Правила игры:

1. Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (ведущий каждый раз объявляет время выполнения задания). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (1 минута). Ведущий подводит итог высказанным мнениям (2 минуты).

2. В игре нет зрителей. Все участники.

3. Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей

«Два взгляда на воспитание ребенка»

(деловая игра)

Воспитатель

Тюрина

Татьяна

Дмитриевна

Круглый стол «Два взгляда на воспитание ребенка»

(деловая игра для родителей)

Подготовительный этап:

  1. Подбор литературы по теме воспитания мальчиков и девочек
  2. Написание пригласительных на собрание по количеству детей.

Цель: Демонстрация в ходе игры родителям двух взглядов на воспитание детей – мужского и женского. Учет противоположного мнения в привлечение отцов к делу воспитания ребенка.

Задачи:

  1. Определить взгляд в вопросе воспитание с точки зрения пап и мам.
  2. Разработать рекомендации для родителей в целях уважения личности ребенка.

Участники игры:

  • Ведущий – педагог – психолог МДОУ «Сказка».
  • Родители средней группы – обязательно присутствие 2 супругов полных семей.
  • Воспитатели группы.

Методическое обеспечение:

  1. Рекомендации для раздачи участникам игры.
  2. Разработка методики проведения игры.

Материальное обеспечение:

  1. 2 стола, стулья по количеству родителей.
  2. Бумага и карандаши для работы в группах
  3. 2 доски для демонстрации ответов групп.
  4. Цветной картон, бусы, подарочная бумага, скотч
  5. Деревянные части кораблика
  6. Ситуации, для решения их родителями.

Правила игры:

  1. Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (ведущий каждый раз объявляет время выполнения задания). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (1 минута). Ведущий подводит итог высказанным мнениям (2 минуты).
  2. В игре нет зрителей. Все участники.
  3. Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

Ход игры

Приветствие участникам игры. Знакомство родителей с целью собрания. Краткое выступление по теме. Участники делятся на 2 группы – группа пап и группа мам.

Ведущий: Как вы понимаете высказывание: «Дети – цветы жизни». (Участники игры высказывают свое мнение ).

Да, рассуждая о воспитании детей, мы, взрослые понимаем: дети – это и разные темпераменты, и разные характеры. Но еще мы понимаем: дети – это мальчики и девочки. При этом вся система дошкольного воспитания – сплошное царство женщин. В общем-то ничего странного в этом нет: во – первых, женщине самой природой определено находиться рядом с маленькими детьми, во – вторых, работа в детском саду требует неимоверного терпения, заботы, аккуратности и даже консерватизма (качества, которые вряд ли стоит искать среди мужских добродетелей). Наконец. Чего так скрывать, профессия воспитателя мало оплачиваема, а потому и не входит в разряд престижных, мужских.

Подумаешь, вроде все верно – в детских садах должны работать женщины. Да и приходит ли удивляться, если женщины активно осваивают истинно мужские профессии – сварщики, водители, военные и мн. др. Мужчины же уступают под таким натиском, при этом отстраняясь и от воспитания детей. Однако непонятно только, почему все чаще одолевает всех нас – и родителей, и педагогов, да и просто обычных граждан какая – то странная ностальгия по мужскому воспитанию. По такому, где главное – научить ответственности и решительности, сдержанности и широте души, умению справляться с собственными страхами, быть сильным и справедливым. Собственно говоря, всему этому могут научить и женщины, но просто у мужчин получается лучше.

Внимание! Первый вопрос обеим командам.

Напишите, какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать девочка, а какими – мальчик. На выполнение дается 2 минуты.

Участники записывают качества на листах, разделенных на 2 половину. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Как мы с вами видим, и мамы и папы наделяют разными качествами мальчиков и девочек. Происходит это потому, что у них по-разному организованы психические процессы, по-разному функционирует мозг. Мы, взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в зарождающейся психике. И немного по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем немного отличающиеся жесты и мимику.

Второй вопрос: Представьте, что у вашего ребенка день рождения. Напишите за 1 минуту план, как вы устроите ребенку этот праздник. Так как именно вам хотелось бы.

Участники записывают качества на листах. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Праздник для ребенка – это всегда эмоции. И порой от взрослых зависит, какие эмоции испытает ребенок во время праздника – радость или разочарование. И ребенку особенно радостно, если этот праздник ему дарят родители. Но, согласитесь, что праздник, устроенный папой запоминается надолго. Конечно, если в его проведение вложена душа. Это не означает, что папы должны тут же броситься развлекать детей. Но как мы видим, помощь пап так необходима мамам, поскольку некоторые вещи у пап все же получаются лучше.

Третий вопрос: Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мамы для сына – затем один представитель от команды должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка. На выполнение задания – 3 минуты.

Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор.

Ведущий: Мы выяснили, что все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности как игра. Игра сопровождает ребенка – дошкольника на всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Папы и мамы понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке. Но чаще всего дети в эти игры играют сами, со старшими братьями или сестрами, родители считают исполненным свой долг, и как правило в играх участия не принимают. Хотя и у мам, и у пап большой багаж различных игр.

Четвертый вопрос: Вспомните и запишите названия игр, в которые вы играли, будучи детьми. Участники записывают названия игр на листах. По окончании времени представитель команды зачитывает игры, листы вывешиваются на доске.

Ведущий: Как приятно вновь почувствовать себя ребенком. Но в жизни детей случается, что им необходима помощь и забота взрослых. И наш пятый вопрос: Как вы поступите в предложенных вам ситуациях?№1.

Ведущий: Детство – это забота родных, счастливый детский смех и конечно же сказки. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Сказочная путаница». Вы должны внимательно прослушать стихотворный текст и ответить на вопрос. №2 .

Ведущий: А теперь шестой вопрос: предлагаем папам нарисовать принцессу для дочки, а мамам машину для сына. На это задание вам дается 3 минуты. Участники игры выполняют задание. По окончании времени поделки выставляются для общего обозрения.

Ведущий: Как порой мы бываем несправедливы друг к другу. Согласитесь: ведь порой и матери, и отцы справляются с любой, на наш взгляд нетипичной работой. Особенно если это касается интересов ребенка. Тут любой родитель готов пожертвовать многим ради счастливых, сияющих глаз своего малыша. Поэтому, может не стоит мамам всегда и во всем быть впереди. Ведь наш сегодняшний разговор показал, что обе стороны родителей не отталкивают одна другую, а наоборот, хотят добиться в воспитании одного – воспитать ребенка личностью. Просто каждый видит решение этого вопроса по-своему. Так давайте советоваться, прислушиваться друг к другу.

Я предлагаю вам закончить нашу встречу игрой с названием «Шуточный тест». Команда пап пишет столбиком, под номерами 10 наименований птиц, а команда мам – 10 наименований растений. (Команды работают ). После выполнения листы вывешиваются рядом с началом фразы «Ваш муж…» и «Ваша жена…» (написанные ведущим ). №3 .

Раздача рекомендаций родителям. № 4.

Прощание

№1. СИТУАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Прочтите мини-ситуации, охарактеризуйте чувства ребенка.

  1. Старший сын – маме: «Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь « маленькая», а меня никогда не жалеешь».
  2. Мама укладывает дочь спать. Маленькая Маша просит посидеть с ней.
  3. Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш: «Он отнял мою машинку!».
  4. Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!»

№2. СКАЗОЧНАЯ ПУТАНИЦА

Что за девочка такая?

Видишь - ну и ну!

Мама дочку отпускает

В темный лес одну.

И девчонка по тропинке

К бабушке идет,

Что-то вкусное в корзинке

Бабушке несет.

Что за сказка, отгадали?

Эту девочку узнали?

Только есть изъян в картинке:

Нет у девочки корзинки,

Что еще, скажи, пропало?

Что не так в рисунке стало?

Что тут лишнее, ответь,

Отыщи, найди, отметь!

________________________

стрела, дом с дедушкой и бабушкой, золотой ключик

Он от бабушки ушел,

Он от дедушки ушел,

Сам из теста,

Шар румяный,

От земли - один вершок.

От медведя он ушел,

И от зайца он ушел,

И от волка укатился…

Все бы было хорошо,

Но нашелся хитрый зверь -

Съел беднягу, верь не вер!

Впрочем, глянь-ка -- на картинке

Сплошь нелепые ошибки

На земле да в небесах…

Убедись - ка в этом сам!

_______________________________

гуси - лебеди, красная шапочка, прорубь

Перепутались все сказки,

Здесь букет из сказок разных,

Посмотри и разберись!

Эту девушку ты помнишь?

Она в мачехином доме

От зари и до зари

Все стирала и варила,

Убирала, мыла, шила,

Но всегда была мила.

В принца девушка влюбилась,

На балу когда была…

Только вот беда – напасть –

Во дворец ей не попасть!

Посмотри – возникла сложность,

Только ты помочь ей сможешь!

Что не так в картинке этой?

Все ли тут, скажи, на месте?

Шляпа, арбуз, болото

Вот ведь, глянь-ка, незадача,

Страшно стало даже:

Бедный юноша чуть плачет, к дереву прижавшись.

А ему бы на печи

Плюшки есть да калачи,

Отдыхать и наслаждаться,

Не страдать, не напрягаться!

Но тебе, наверно, ясно –

Из своей он выпал сказки,

Не поможет к сожаленью,

Парню щучье повеленье.

Все здесь наперекосяк –

Не понятно, что и как.

Не понятно, что и как.

Лес и волк, фонендоскоп,

Иван – царевич

№3. СЕМЕЙНЫЙ ТЕСТ

ВАШ МУЖ

Наименования растений (пишут мамы)

Нежный как…

Общительный как…

С шефом как…

В транспорте как…

В постели как…

В кабинете у врача как…

С подругой как…

По телефону как…

С родственниками как…

С коллегами по работе как…

В магазине как…

У себя дома как…

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по- разному. Но обязательно очень любить.
  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту- девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина-девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.
  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  • Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
  • Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
  • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
  • Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

Фразу «в спорах рождается истина» мы слышим довольно часто, однако может ли она быть применима к абсолютно любой ситуации? Ведь если речь идет о такой деликатной теме, как , споры между родителями с разными взглядами могут сделать процесс настоящим "яблоком раздора". Как же быть в такой ситуации?

Перетягивание ребенка

Мама предпочитает воспитывать ребенка в более мягкой манере: жалеет его, когда он падает, вместе с малышом собирает осколки разбитой им кружки, объясняет, что нельзя обижать других детей в детском саду. Папа наоборот оказывается сторонником более жестких методов: запрещает есть сладкое, пока кроха не пообедает, ставит малыша в угол за любую провинность, учит его никогда не плакать и всегда давать обидчику сдачи. В итоге между родителями возникает конфликт, и самое плохое - когда они начинают выяснять, кто прав, кто виноват, в присутствии ребенка. А если в процесс воспитания вмешиваются бабушки и дедушки со своим особым взглядом на то, как и что нужно делать, либо активно поддерживают какую-то одну сторону, то малыш, который должен сплачивать семью, в итоге становится единственной причиной споров и конфликтов.

Маленький манипулятор

Несмотря на то, что цель у обоих родителей одна – вырастить ребенка, который знает нормы поведения в обществе, негативная атмосфера в семье, где взгляды на воспитание существенно расходятся, не может положительно влиять на малыша. Если разногласия происходят в присутствии ребенка, очень скоро он не только поймет, что причина всех разногласий – он сам, но и научится извлекать выгоду из этих . Одна из особенностей детской психики в том, что дети умеют очень быстро ориентироваться в окружающей обстановке и приспосабливать ее под свои нужды.

Если малыш в детском садике – с рассказом об этом он побежит к отцу, который похвалит его, потому что всегда учил тому, что обидчику нужно давать сдачи. Мамино же недовольство, естественно, переключится на папу, который, по ее мнению, неправильно воспитывает ребенка. Если кроха случайно разбил дорогую вазу для цветов, он пойдет к маме, которая не только не будет на него ругаться, но и успокоит, и уберет осколки. Отцу же, которому будет жаль испорченную вещь, не останется ничего другого, кроме как устроить скандал с матерью, которая все шалости малышу прощает, списывая их на то, что кроха всего лишь слишком активный. Когда подобные ситуации повторяются регулярно, ребенок понимает, что ему все может сойти с рук, если взрослые начинают ругаться между собой, поэтому специально начинает манипулировать ими.

Как изменить ситуацию

Психологи разделяют типы воспитания на мужской и женский. Типичный папин подход к воспитанию – строгий и требовательный, а мамин – нежный и мягкий, хотя очень часто муж и жена в семье меняются ролями. Благодаря этому различию, заложенному в людях от природы, ребенок с первых лет жизни усваивает модели полового поведения. Главная задача родителей – не спорить, кто прав, а кто нет, поскольку правы оба, но по-своему.

Все люди разные по своей природе, и на какие бы компромиссы ни шли родители между собой, все равно их общение с малышом будет различным. Каждый из них приносит в семью свой собственный жизненный багаж: личный опыт, воспоминания о собственном детстве, пережитые в юном возрасте конфликты, увлечения, знания, почерпнутые в прочитанных книгах. Самое главное не устраивать разногласий в мелочах. Нет ничего страшного, что папа разрешает малышу есть на улице мороженое, а мама считает, что лакомство должно быть съедено дома. Малыш поймет, что с папой можно позволить себе небольшое отступление от правил, заведенных мамой, и этот опыт не позволит ему превратиться в манипулятора, если взрослые никогда не ругаются из-за этого между собой.

Понимание того, что с разными людьми нужно вести себя по-разному, существенно поможет ребенку в коллективе: в детском саду или школе. Малыш быстро усвоит, что девочку Лену можно в шутку дернуть за косичку, и она не обидится, а вот с ее соседкой по парте этот номер не пройдет – она расплачется и пожалуется учительнице. Он осознает, что поприветствовать ровесника можно словом «привет», а воспитательнице или учительнице нужно говорить только «здравствуйте».

Родителям нужно понять, что воспитывать малыша можно по-разному, однако должна быть общая цель – чтобы ребенок усвоил правила поведения в обществе, вырос уважающим обоих родителей, понимающим и добрым. Главное – договориться между собой о том, что с папой малыш может вести себя немного по-другому, чем с мамой, и родители не будут из-за этого ругаться. В крайнем случае можно обсудить все спорные моменты, пока ребенок спит или находится в детском саду, но никогда – в его присутствии.

Ох, уж эти бабушки и дедушки

Бабушки и дедушки очень часто пытаются диктовать молодой семье правила воспитания малыша, ссылаясь на свой богатый жизненный опыт. Однако не стоит забывать о том, что на первом месте для ребенка всегда остаются именно его родители, роль же бабушек и дедушек второстепенна. Даже если родители целый день проводят на работе, оставляя малыша на попечении старшего поколения, особенности психики ребенка не позволят ему прислушиваться к словам бабушки и дедушки внимательнее, чем к тому, что внушили ему мама с папой. Поэтому не стоит бояться, что малыш перестанет вас слушаться. Какими бы вкусными пирогами ни кормила малыша бабушка, какие бы интересные сказки ни рассказывал ему дедушка, на первом месте все равно для него останутся родители, поэтому можно позволить старшему поколению небольшие отклонения от вашей линии воспитания.

Виктория Грицук

Рада знакомству! Если мы еще не знакомы, то меня зовут Ирина Терентьева. (Мое фото) Я автор проекта «Детология», специалист по гармонизации детского-родительских отношений. И я хочу собрать на своем сайте единомышленников. Мне важно, чтобы мои труды были полезны людям. Но я не претендую на истину в последней инстанции, поэтому и решила создать эту страничку. Прежде, чем читать мои статьи, смотреть семинары или читать мои книги, ознакомьтесь с моими представлениями о том, как правильно воспитывать счастливого ребенка. Если наши взгляды совпадают, то - Добро пожаловать! Ну а если у вас другая позиция, то наверняка вы сможете найти для себя другой проект, который будет полезен именно вам.

Картинка 1 Как воспитать ребенка счастливым? Мои представления о счастливой семье. Сейчас расскажу, какие советы по воспитанию детей я чаще всего даю родителям, обратившимся за помощью/консультацией. Совет первый. Важно понимать, что спокойного и счастливого ребенка могут воспитать только спокойные и счастливые родители. Если мама все время дергается и на взводе, если она несчастна как женщина, если в семье постоянная ругань и натянутые отношения, то в 99% случаев ребенок будет расти тревожным, нервным, истеричным и вечно недовольным. Как ребенку расти счастливым, если вокруг него самые близкие люди несчастны?! Поэтому-то на всех консультациях, семинарах и вебинарах я в первую очередь успокаиваю родителей. Все проблемы временны! (Картинка 2/ Баннер про семинары) Совет второй по воспитанию счастливых детей. Помните, что ребенок никому и ничего не должен. Как только ребенок рождается, отовсюду начинаются сыпаться комментарии окружающих: «Он должен держать головку в месяц», «Он должен говорить 20 слов уже», «Он должен уже сам засыпать», «Нельзя приучать ребенка к рукам», «Он должен делиться», «Он не должен громко разговаривать»…. Я, наверное, могу очень долго продолжать, но вся «фишка» в том, что ребенок никому и ничего не должен. Он будет развиваться своим темпом. Этапы созревания всех высших психических функций разные: не существует двух одинаковых людей. Здесь я хочу поговорить немного о дизонтогенезе, патологиях развития. Да, существуют нормы развития моторных, речевых навыков, мышления и т.п. И сильное отклонение от этих норм говорит о необходимости немедленного вмешательства. Но адекватные специалисты всегда смотрят на проблему комплексно. Например, довольно распространенной проблемой сейчас является слабое развитие речи. Малышу 2 года, а он говорит всего пару слов, и то понятных только маме. Хороший специалист не будет зацикливаться на развитии речи. Он посмотрит, насколько развито мышление ребенка, моторика, как он идет на контакт, реагирует ли он на игрушки, эмоции окружающих людей и прочее. И только потом сделает вывод. Ведь если западает только одна функция, то обычно это выравнивается со временем. А если западают несколько функций, то есть отставания несет комплексный характер, то уже необходима коррекция. Картинка 3 Совет третий. Родители должны активно знакомить ребенка с окружающим миром. Казалось бы, это очевидно. Но я частенько наблюдаю ситуации, в которых родители пускают все на самотек, а потом удивляются тому, каких детей они воспитали. Вообще я создала свой проект именно для активных мам и пап, которые не сидят на месте, которые растут и развиваются вместе со своими детьми, а не деградируют от просмотра Дом-2 (прошу прощения у фанатов:)) На мой взгляд, всегда найдутся лишние 5 минут на общение со своим ребенком. Даже если ты устал, ты пахал целый день, но пару минут радостного общения с ребенком, свет в глазах родной кровиночки, радостная улыбка, звонкий смех… и усталость уходит. Дети знакомятся с миром в первую очередь через призму родительского восприятия. Если вы хотите привить ребенку свои ценности, то нужно с чадом как минимум активно общаться. Совет четвертый. Очень важно, чтобы родители понимали, что они делают и зачем. Вы применяете какое-то наказание? Чего вы хотите этим добиться? Вы говорите при ребенке: «Какой он у меня не послушный»? Вы понимаете, для чего вы это говорите? Какой реакции вы ждете от своего сына или дочки? Зачастую мы действуем стереотипно, а это очень вредно. Осознанность в процессе воспитания- очень полезная штука. Сейчас вокруг нас такое обилие информации о том, как воспитать ребенка правильно: доступно столько разной литературы, семинаров. И всегда можно подобрать такой прием воспитания, который подойдет именно вам и вашей семье. Было бы желание… Баннер про воспитание Совет пятый о воспитании детей говорит о том, что все дети хорошие. И ваши тоже замечательные! Мне так хочется частенько притормозить многих родителей, которые закрутились, завертелись в проблемах, и обратить их внимание на то чудо, которое они растят. На те светлые стороны, которые есть в их детях. Меня прямо коробит, когда мамы и папы начинают свой разговор о ребенке, да еще частенько при самом ребенке, следующими словами: «Он у меня такой непослушный», «Он просто ужасен», «Простите, он совсем не умеет себя вести», «Он еще совсем не умеет…» - и так далее. И я всегда стараюсь в таких ситуациях переключить родителей на позитивные стороны своих детей. Картинка 4 Ну нельзя же быть такими пессимистами. Своим чадом нужно гордиться! (фраза для картинк) Нужно радоваться каждому новому достижению, отмечать любой успех. Именно тогда и только тогда все трудности будут преодолеваться легко! … Если честно, то я даже не знаю, что еще добавить… Я не хочу здесь писать о стилях воспитания, наказаниях и поощрениях, оценках и прочем. Это все второстепенно. Главное, наверное, желание меняться самому, менять свою жизнь, прислушиваться к потребностям ребенка. Все остальное приложится. Вы со мной согласны?

Форма подписки «Я с вами» Пусть эти советы по воспитанию детей станут для вас руководством к действию в затруднительной ситуации и помогут наладить отношения с ребенком. А если возникнут сложности и трудности, а они обязательно возникнут, то я всегда постараюсь вам помочь. На сайте вы найдете много бесплатных материалов по разным проблемам. Не забывайте, что я отвечаю на ваши вопросы в прямом эфире. А если Ваш вопрос покажется мне интересным, то я могу написать по нему и целую статью. Ну и всегда можно обратиться ко мне за онлайн консультацией по скайпу. Для этого надо только написать мне на почту. А что вы можете посоветовать другим родителям по воспитанию детей? Напишите об этом в комментариях!

ОБ АВТОРЕ

Ирина Терентьева: Специалист по гармонизации детско-родительских отношений.

«Дети — лучшая мотивация для самосовершенствования!